Корш - это...

КОРШ (Korsch) Карл (1886-1961) - немецкий философ неомарксистской ориентации За неортодоксальность взглядов К были осужден Третьим Коммунистическим Интернационалом и изгнан из рядов германской коммунистической партии (1925) Эмигрировал в США (1936) Основные сочинения: "Марксизм и философия" (1923), "Карл Маркс" (1938) и др Свою творческую деятельность К посвятил систематическому опровержению несущих теоретических конструкций марксизма, идеологических постулатов ленинизма и догматических символов веры того духовного образования 1930-х, которое самообозначилось как "марксизм-ленинизм" "Новая наука" Маркса, по мнению К, содержала определенные результаты "сугубо эмпирических исследований", посвященных развенчанию современного ему общества в контексте экономического анализа последнего Марксовый материализм, по К, правомерно понимать не как оригинальную метафизику, а, скорее, как одну из версий обоснования человеческого поведения наличным научным материалом К была осуществлена многомерная имманентная критика методологии Маркса Согласно К, марксизм позволительно описывать в рамках ряда атрибутивных ему методологических принципов: принципа "жесткой спецификации" (категориально-понятийный комплекс марксовой политэкономии может быть без существенных концептуальных деформаций апплицирован лишь к весьма узким временным интервалам существования буржуазного строя); принципа релятивности (вся совокупность условий человеческого существования, социальных отношений и природной среды трактуются Марксом не только как изменчивые, но и как объект изменений); принцип критицизма (рефлексия над объектом в марксовом духе ориентирована главным образом на его революционное переустройство) Диалектику К предлагал понимать не как школярскую дисциплину, философия и ее идейный шлейф - идеологическая надстройка, согласно К, - не некая фикция Применение этого оружия с учетом конкретной ситуации, в целях разрешения антагонизма между трудом и капиталом - может являть собой эффективную и грозную общественно-историческую силу Изыски Ленина в области диалектики, логики и теории познания, результировавшиеся в теории отражения, К (на основе скрупулезного знакомства как с текстами анализируемых работ, так и с их реальным профессиональным и мировоззренческим статусом в историко-философской традиции) обозначил как "примитивное, дотрансцендентальное и додиалектическое представление об отношении бытия и сознания" Миф же о возможности какой-либо рациональной оптимизации пролетарского сознания и общественной практики революционистского толка посредством "привнесения извне" более зрелых миропредставлений К оценил как абсурдный, показав и доказав его несоответствие и конкретным механизмам формирования классового сознания, и реальным историческим процессам "Диктатура пролетариата", по мнению К, и не могла стать чем-либо иным кроме как "диктатурой верхушки партии над самим пролетариатом"


Поделиться:

Реклама