Коран - это...
КОРАН (араб. "чтение вслух, наизусть"; под влиянием сирийск. "кериана" — "чтение священного текста", "назидание") — главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме "пророческих откровений" главным образом в Мекке и Медине между 610 и 632. Как отмечает Е. А. Резван, термин "К." наряду с другими терминами ("рассказ"; "истина"; "наиважнейшее"; "знак", "чудо", "знамение"; "ниспослание"; "мудрость"; "различение [между истинным и ложным]"; "напоминание [того, что было ниспослано прежде]") первоначально употреблялся Мухаммадом для обозначения отдельных откровений, составлявших его проповеди. С увеличением числа откровений, появлением их новых записей и по мере все большего противопоставления К. Писаниям иудеев и христиан, в тексте К. появляется и термин "ал-Китаб" — "Книга", частотность употребления и важность которого возрастают в сурах мединского периода жизни Мухаммада. Впоследствии термины "айа", "сура" и "К." приобрели узкое терминологическое значение: первый — как обозначение наименьшего уровня членения коранического текста, второй — как обозначение промежуточного уровня, третий — как обозначение всей Священной книги. К. обозначается также термином "свиток" и рядом других, которые в тексте К. не встречаются. При жизни Мухаммада текст К. передавался главным образом по памяти. Существовали записи лишь отдельных откровений, сделанные первоначально независимо от Мухаммада, а в Медине, видимо, и по его указанию. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, первые записи полного текста К. появились в кругу ближайших сподвижников Мухаммада после его смерти в 632 и несколько отличались друг от друга количеством и порядком расположения откровений, названиями некоторых сур, написанием ряда слов и т. п. Решение о составлении сводного текста К. было принято в критический для ислама период, когда шла борьба за утверждение власти мединской общины над Аравией. Наибольшей поддержкой пользуется гипотеза, основанная на мусульманском предании, согласно которой между 650 и 656 по приказу халифа Усмана специальной коллегией под руководством Зайда б. Сабита был подготовлен список К., постепенно вытеснивший другие записи и впоследствии признанный каноническим. Он был создан на основе одной из прежних версий с учетом других записей и свидетельств лиц, знавших проповеди Мухаммада наизусть. Этот второй этап работы над текстом связан с потребностями уже иного периода, когда победоносные мусульманские армии овладели Ираком, Сирией, Египтом. Самые ранние сохранившиеся списки К. относятся, по-видимому, к рубежу 7—8 вв. В процессе развития арабского письма, вызванного не в последнюю очередь необходимостью однозначного понимания текста К., его внешняя форма претерпела значительные изменения. Процесс улучшения письма был завершен в основном в конце 9 в., когда в текст К. были введены диакритические знаки, однако и после этого сохранялась возможность некоторых разночтений. Появление, а потом и окончательное закрепление огласовок в Коране, т. е. становление в полном смысле единообразного текста, неразрывно связано с острыми идеологическими дискуссиями, проходившими в мусульманском обществе в 8—10 вв. После появления сочинения Ибн Муджахида (859—936) все семь существующих способов "чтения" К. были признаны одинаково правомерными. Орфография, структура текста и правила "чтения" были окончательно канонизированы изданием К. в Каире (1919, 1923, 1928), которое следует одному из этих вариантов "чтений" — варианту рави ("передатчика") Хафса (ум. в 805) от куфийского кари ("чтеца") Асима (ум. в 744). Работа над текстом К. не была, как и прежде, явлением, изолированным от процессов и перемен, происходивших в исламском мире. На этот период приходится пик деятельности мусульманских реформаторов, стремившихся к обновлению ислама через возрождение "великих исламских традиций". В этой связи создание канонического текста К. представлялось делом исключительно актуальным, важным в первую очередь для осознания единства мусульманского мира. Ведь именно в это время ликвидацией султаната в Турции (1922) халифат был отделен от светской власти, а затем и упразднен (1924), что воспринималось многими мусульманами как катастрофа. С другой стороны, успешная работа над текстом К. должна была продемонстрировать приоритет мусульманских ученых перед западными ориенталистами в этой важнейшей для исламского мира области. Существующий текст К. содержит 114 сур разной величийы (от 3 до 286 айатов). После первой короткой суры — Фатихи — следуют самые длинные и прослеживается тенденция к уменьшению длины сур от начала К. к его концу. По времени произнесения суры в соответствии с традицией, закрепившейся в мусульманской науке, подразделяют на мекканские (610—622, 90 сур) и мединские (622—632, 24 суры, которые в большинстве своем длиннее мекканских). Большинство сур составлено из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Такая мозаичность изложения обусловлена в первую очередь характером фиксации текста. Большая часть текста К. — полемика в форме диалога между Аллахом, "говорящим" от первого или третьего лица либо через посредников (дух, Джибрил) (но всегда устами Мухаммада), и противниками Пророка или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к последователям Мухаммада. Согласно принятой гипотезе, язык К. — мекканский вариант межплеменного поэтического койне аравитян. Своеобразие языка К., неоднородность его формы и стиля обусловлены длительностью создания К., разнообразием содержания, поисками Мухаммадом точных средств выражения для идей и социальных реалий, находивших свое осмысление в процессе его пророческой деятельности. Значительная часть текста К., особенно ранние суры, представляет собой рифмованную прозу. Неоднородность стиля К. связана во многом с традиционными стилистическими особенностями выступлений доисламских аравийских прорицателей, племенных вождей, военных предводителей, третейских судей, племенных ораторов или поэтов. Объединив в своем лице несколько традиционных социальных ролей, Мухаммад мог выступать в качестве каждого из этих лиц, используя, естественно, закрепленную традицией стилистику обращения к слушателям, переосмысливая и сплавляя воедино в пророческом откровении существовавшие формы и традиции. Суры раннего периода — это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Мухаммад передает в них поток идей и образов, внезапно возникших в его сознании под воздействием идеи всемогущества единого бога-творца. Эти суры отражают смятение и страх перед Аллахом и Судным днем, неуверенность и горечь, отчаяние, вызванные тщетностью попыток обратить своих соплеменников в "истинную веру". Более поздние увещевания и поучительные притчи уже, как правило, спокойны и размеренны. Для позднемекканских и особенно для мединских сур характерны длинные периоды, иногда перебиваемые эмоциональными призывами и обращениями. В целом язык К. насыщен эпитетами и развернутыми сравнениями при относительно небольшом числе метафор, метонимий и т. п. Синтаксис К. обусловлен формой диалога, в котором ведется изложение. Для него характерно отсутствие описательных оборотов и вводных предложений. Своеобразие К., как историко-культурного памятника и как исторического источника, заключается в двойственности его идейной основы. Он запечатлел не только многие элементы социальной психологии и религиозного сознания языческого мира, разрушавшегося родового общества, но и процесс утверждения монотеизма, новых социальных институтов, и этико-культурных норм. К. закрепил божественной санкцией результаты длительного процесса перестройки социальной действительности, доминирующее положение институтов и норм, уже существовавших в обществе оседлых центров Внутренней Аравии. Причину социального неблагополучия Мухаммад нашел в ошибочном культе, в нарушении заповеданных прежде установлений, поэтому, формулируя новые религиозные и социально-правовые идеи, Мухаммад видел в них восстановленные в изначальном виде старые. Главная идея проповеди Мухаммада — необходимость обращения к единобожию. Аллах в К. — первопричина жизни и творец мироздания. Поэтому многобожие безусловно осуждается, наказание за него — страдания в жизни "земной" и "будущей". Предупреждения о Судном дне, описание ада и рая, поучительные рассказы о наказании "народов", отвергнувших пророков, назидательные истории, восходящие к апокрифическим иудео-христианским преданиям и аравийскому фольклору, составляют значительную часть содержания К. При этом рассказы о пророках и непокорных народах во многом отражают личный опыт самого Мухаммада, а библейские рассказы наполняются новым, актуальным для его слушателей содержанием, отражая аравийскую действительность. К. запечатлел борьбу Мухаммада с язычеством и язычниками, полемику с иудаизмом и христианством, которые существовали в Аравии в сектантских формах и рассматривались в К. как религии, предшествовавшие и генетически родственные исламу, а также, возможно, и борьбу с другими представителями доисламских монотеистических течений. В ходе этой полемики происходило развитие проповедей Мухаммада: их насыщение религиозно-философскими идеями и сюжетами иудео-христианского круга и, опосредованно, некоторыми представлениями, восходящими к зороастризму и манихейству. Все это обусловило серьезную эволюцию коранических представлений на протяжении всего периода проповеднической деятельности Мухаммада и привело к противоречивости и непоследовательности в трактовке ряда важнейших элементов вероучения. В частности, эволюционировало представление о самой сущности посланнической миссии и характере "ниспослания" откровений. Постепенно складывались и коранические представления о мире сверхъестественном. Значительную часть содержания К. и особенно сур мединского периода жизни Пророка, в ходе которого он стал полновластным правителем общины мусульман, составляют религиозно-правовые предписания, определяющие образ жизни и поведение мусульман, некоторые правила отправления кульма, складывавшиеся в процессе становления ислама как религии и осознании Пророком и его последователями ее самостоятельности.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: