Контент-анализ - это...

(англ. content analysis; от content - содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Объектом К.-а. м. б. содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. Основные процедуры К.-а. были разработаны амер. социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном. К ним относятся:1. Выявление смысловых единиц анализа, которыми могут служить: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату. Единицы К.-а. выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м - исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми м. б.: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., "формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста"), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.Метод К.-а. широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. К.-а. м. б. использован для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных. (А. Б. Мещеряков.)


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Контент-анализ [англ. contents — содержание] — научный метод выявления и оценки определенных характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в котором в соответствии с целями исследования...
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(от англ. contents – содержание), в психологии – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью и так далее.), в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные...
Психологическая энциклопедия
Общий термин, обозначающий не прямое, а косвенное изучение человеческой психологии (путем анализа специфических характеристик текстов и других носителей информации — например, политических речей, литературы и т. д.). Существует возможность получить некоторое представление о...
Психологическая энциклопедия
Общий термин для обозначения ряда методов анализа речевых актов, сообщений или документов для изучения различных тем, идей, эмоций, мнений и т.д. Большинство таких процедур состоит из сложных схем подсчета, в которых определяется число определенных слов, фраз, эмоционально...

Поделиться:

Реклама