Конт - это...
КОНТ (Conte) Огюст (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т ч шеститомный "Курс позитивной философии" (1830-1842) К поставил созданную им науку "социологию" в один ряд с фундаментальными науками, создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему законов и принципов социологии Эволюционная теория К сняла противоречие между "социальным прогрессом" и "социальным порядком": отказ К от революционной теории, постановка на ее место эволюционного принципа в социальном развитии давали возможность не уничтожать, а реформировать, эволюционно изменять существующий в обществе порядок Эволюционная теория К опиралась на выработанные им четыре основных социологических принципа: 1) Принцип условий существования (Milieu), требовавший отдавать предпочтение социальной среде, выделять внешнюю и внутреннюю (духовную) среды, учитывать взаимодействие между организмом и средой (причина и следствие), между человеком и обществом, выделять проблему влияния сознания на среду; 2) Принцип единообразия человеческой природы, требовавший учета соответствия интересов и чувств, учета их единообразия на биологической основе в обход психологии; 3) Принцип консенсуса, обязывавший учитывать цельную совокупность частей, их взаимосогласованность при взаимодействии как частей, так и целого с частями; 4) Принцип эволюции, опирающийся на признание социального прогресса, движения к определенной цели на основе интеллектуального развития, морального совершенства Социология, по К, должна опираться на следующие важнейшие принципы: эмпиризм, позитивизм и физикализм По К, эмпиризм означает, что единственным источником истинной науки о мире является опытПозитивизм - что предметом его являются только факты, а не трансцендентальноебытие или мнимая сущность вещи Физикализм - что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное значение В качестве предмета социологии К определял законы наблюдаемых явлений, решительно выступал против поисков трансцендентных причин Ставил задачу основывать достоверность социологических выводов на фактах и их связях, а не на философских интерпретациях смысла истории Уделил особое внимание разработке законов развития семьи и "главного закона развития общества" - "закона трех стадий" исторического развития Поскольку социальные связи вытекают и концентрируются прежде всего в семье, К считал, что именно семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма которых образует общество По К, именно через семью личность связывается с производством, социальными группами, организациями Изучение всех этих связей дает возможность познать сущность общества, его структуру и функции Идея о "законе трех стадий" исторического развития проходит красной нитью через все работы К Согласно учению К, человеческий дух в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную На первой стадии, для которой характерно господства духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм) На второй стадии - при господстве философов и юристов - явления природы объясняются абстракт ными причинами, "идеями" и "силами", гипостазированными абстракциями На третьей, позитивной стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формирует законы Наиболее характерной чертой позитивной эпохи, по К, является преобладающее влияние промышленности на все общественные процессы Социология К состояла из двух разделов: социальной статики и социальной динамики Под социальной статикой К понимал исследование ограниченного во времени ряда социальных явлений (семьи, касты, классов, социальных групп, организаций, государства, нации) в их взаимосвязи, обусловленности Он подходил ко всем социальным явлениям с точки зрения общего понятия "общества", в котором видел функциональную систему, основанную на разделении труда В структуре общества он выделял прежде всего семейную ассоциацию и политическое общество В первом устойчивые системы связей опираются прежде всего на чувства солидарности и согласия, во втором - на классовые интересы, идеологические догмы, правовые нормы, юридические законы, доминирующие в данном обществе Социальная динамика по К, должна изучать, что является движущей силой в развитии общества Он считал, что такими силами являются экономические условия, географическая среда, природные условия, климат Главной же силой развития общества являются взгляды, идеи, мышление, сознание людей Поэтому К делит историю общества на три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную Одним словом, социальная динамика изучает законы последовательности, а социальная статика - законы существования Первая должна доставить практической политике теорию прогресса, а вторая - теорию порядка Для классификации наук он использовал критерий догматизма (одна наука вытекает из другой) и историзма (переход от одного этапа развития к другому) Поэтому социология оказалась последней в этом ряду: "математика, астрономия, физика, химия, биология, социология" Посвятив свою жизнь разработке системы социологических знаний, К к концу своей жизни убедился, что самое совершенное изложение "системы наук" не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству По К, стал необходим "второй теологический синтез" как духовная опора нового общества К создает "вторую социологию", изложив ее в книге "Система позитивной политики или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества" (1851-1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у К религиозные формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству Человечество К именует "Великим Бытием", пространство - "Великой Сферой", землю - "Великим фетишем" Догматами новой веры должны были выступить позитивная философия и научные законы Арон назвал "Великое Бытие" К "наилучшим из всего, сделанного людьми": "стоит любить сущность Человечества в лице лучших и великих его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения То, что Огюст Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское - завтра, не американское - послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься"
Поделиться: