Консервативный иудаизм - это...

КОНСЕРВАТИВНЫЙ ИУДАИЗМ — форма современного иудаизма, основанная на идее приспособления еврейской религии к изменениям в окружающем мире при сохранении незыблемыми ее основных принципов (см. Иккарим).

Историческими факторами, способствовавшими возникновению К. И., были политические, социальные и духовные перемены в еврействе, связанные с эмансипацией, когда стало ясно, что приобщение евреев к европейской культуре в рамках секуляризованного общества неизбежно приведет к изменениям и в религиозной жизни. Но поскольку далеко не все были готовы принять набирающий силу и увеличивающий количество своих сторонников реформистский иудаизм с его достаточно радикальными изменениями в жизни (напр., с отменой кашрута [см.]) возникла необходимость такого религиозного течения, которое бы, с одной стороны, не отрицало возможность реформ, а с другой — достаточно строго относилось к соблюдению основных предписаний Галахи. Таким образом, К. И. возник как реакция не на ортодоксию (см. Ортодоксальный иудаизм, Иудаизм), а на реформизм (см. Реформистский иудаизм), по сравнению с которым он носил консервативный характер. Именно это обстоятельство и определило название нового течения, закрепившееся за ним в США в начале 20 в., — "К. И.".

Возникновение и развитие К. И. проходило в середине 19 в. почти одновременно в Европе и в США. В Европе идеологами К. И. стали руководители открывшейся в Еврейской теологической семинарии в Бреслау (ныне — Вроцлав) Захариас Франкель и Генрих Грец. Франкель был одним из первых раввинов Европы со светским академическим образованием, читавший проповеди по-немецки. Грец был историком и исследователем Библии (см. Танах), получившим мировую известность как автор первого монументального труда по всеобщей истории евреев. 53-летний Франкель стал первым ректором Бреславской семинарии, а Грец, который был на 16 лет моложе его, — доцентом. Путь к К. И. у них был разным. Франкель, бывший духовным лидером реформистского движения, основал т. н. историко-позитивную ("бреславльскую") школу, основная цель которой была в достижении путем умеренных и постепенных реформ синтеза между консервативной исторической концепцией иудаизма и потребностями современного образа жизни евреев. Из этой концепции и выросла идеология К. И. В Европе новое течение даже стало называться "историческим иудаизмом". Грец же, напротив, пришел к умеренному религиозному либерализму от крайней ортодоксальности. В США идеологом К. И. стал синагогальный кантор (см. Синагога) сефардской общины (см. Сефарды) Филадельфии Айзек Лисер, который первым начал вести проповеди на английском языке и даже сделал ряд сокращений в молитвах. При этом Лисер оставался верен основным традициям литургии. Отойдя от ортодоксии, Лисер не смог прийти к реформизму и потому начал поиски компромисса.

В основу концепции К. И. его идеологи положили стремление к реформам в иудаизме при условии, что они не будут затрагивать основы Галахи и противоречить иудаизму в целом. По мнению Франкеля, иудаизм — это живой и динамичный организм, приспосабливающийся к изменениям окружающего мира, но оставляющий вечным и неизменным свою сущность. По мнению Греца суть иудаизма — в политико-религиозном единстве Учения, народа и Земли Израиля (см. Эрец-Йисраэль, Йисраэль), что и определило в веках историческую уникальность еврейства. Многовековую выживаемость еврейского народа оба видели именно в приспособлении религиозных законов к жизненным нуждам. Приветствуя новшества, представители К. И. категорически были против упразднения иврита в литургии, против ликвидации кашрута и субботнего религиозного ритуала (см. Шаббат). Борьба за проведение реформ синагогальных установлений не прекращалась на протяжении всей истории К. И. Поводом для реформирования становились попытки внесения изменений в установленные Галахой нормы, в частности, в разные времена это были борьба за отмену разделения молитвенного зала синагог на мужскую и женскую части, за право на сопровождение молитвы органной музыкой, за отмену запрета ездить в субботние дни в синагогу, за право пользоваться микрофоном во время субботней службы и т. д. Особая борьба шла за женское равноправие. Дважды делалась попытка принять постановление правового комитета Раввинского собрания по изменению формулы брачного контракта и признать право замужней женщины, которая длительное время живет одна (агуна), получить признаваемый раввинскими инстанциями развод, несмотря на то что муж не дает ей развод (либо на то, что ей вообще неизвестно, где он находится и жив ли он). В 1936 это предложение натолкнулось на сильное сопротивление ортодоксов и не было принято, и лишь в 1952, на фоне усилившихся в К. И. радикальных тенденций, такое решение было принято. С 1970-х ведется борьба за право женщин получать звание раввина. Отдельные конгрегации уже приняли решение, позволяющее женщинам вести службы и работать хаззанами.

К. И., занимающий некое промежуточное положение между ортодоксальным и реформистским иудаизмом, вынужден постоянно находить компромиссные решения, которые бы позволяли ему, с одной стороны, принимать участие в проведении реформ и в борьбе с гегемонией ортодоксии в некоторых регионах (например, в Израиле), а с другой — искать возможность сближения с той же ортодоксией. Такая двойственность иногда приводит к обострению этих отношений, как это было в 1970-х, когда ортодоксы Израиля сделали попытку изменить Закон о возвращении и добиться, чтобы законным был признан только гиюр, произведенный в рамках ортодоксальной Синагоги.

Становление К. И. как религиозного течения произошло в США, где возникли его первые крупные центры (Филадельфия, Нью-Йорк, Балтимор). При этом идеологию К. И. стали исповедовать и многие крупные сефардские общины, не желающие принимать радикализм реформистов. Окончательный разрыв К. И. с реформистами произошел после принятия последними в 1885 Питтсбургской платформы (см. Реформистский иудаизм). Прообразом организации структуры религиозной общины для евреев стали протестантские конгрегации, которые вели автономное существование и предоставляли отдельным общинам свободу действий. Желая создать в США стройную систему религиозной жизни, Лисер еще в середине 19 в. попытался объединить все общины (и ортодоксальные, и реформистские) в единую централизованную организацию, и хотя подавляющее преобладание в этом союзе было бы у реформистов (в 1880 из американских синагог 188 были реформистскими), но из этого у него ничего не вышло. Тем не менее уже в 1867 Лисер основал раввинскую школу "Маймонидиз колледж", которая, несмотря на краткость своего существования (до 1873), успела выпустить первых четырех подготовленных в США раввинов.

В целях подготовки раввинов в духе "исторического иудаизма" в 1886 в Нью-Йорке было основано первое высшее религиозное учебное заведение консервативного направления — Еврейская теологическая семинария (ЕТС), получившая в 1902 академический статус. Основатели семинарии были выходцами из Западной Европы, выпускниками университетов, не испытавшими на себе влияния строго ортодоксального образа жизни Восточной Европы. Однако большинство еврейских эмигрантов в США тогда были выходцами как раз из Восточной Европы, поэтому попытки консолидации были неудачными. Правда, по инициативе главы сефардской общины Нью-Йорка Хаима Перейры Мендеса и еврейского общественного деятеля Сайруса Адлера была создана Ассоциация ортодоксальных синагог США, но уже на третьем ее съезде произошел раскол из-за отказа ортодоксов признать раввинский авторитет выпускников ЕТС, которая сыграла выдающуюся роль в развитии К. И. Семинария не только готовила раввинов, школьных учителей, канторов, специалистов в различных областях иудаики, но и возглавила работу по превращению мировоззрения К. И. в религиозное течение. Союз выпускников ЕТС был создан еще в 1901 (с 1920 — Американское раввинское собрание, с 1929 — объединение раввинов К. И., с 1962 — Раввинское собрание, Международная ассоциация консервативных раввинов). По инициативе ректора ЕТС, известного гебраиста и исследователя талмудической (см. Талмуд) и раввинистической литературы Шломо Шехтера была создана Объединенная синагога Америки — основное учреждение консервативного иудаизма в США, в которое вошли все консервативные конгрегации страны. Именно Шехтер заложил в США основы философии К. И. Утверждая, что иудаизм является неделимым целым, Шехтер сделал союз религиозного и светского, а также национальной идеи и сионизма неотъемлемой частью концепции К. И. Разумно используя идеи реформизма, Шехтер в то же время возражал против жесткой фиксации проводимых реформ, считая, что они должны быть каждый раз подготовлены всем ходом исторического развития, а не приниматься "неким синодом". После Шехтера Объединенную синагогу Америки и ЕТС возглавил Сайрус Адлер. При нем лидеры К. И. составили серьезную оппозицию молодым руководителям Американского раввинского собрания, настаивающим на внесение изменений в установленные Галахой нормы, которые бы более четко определяли отличие К. И. от классической ортодоксии.

К. И. оказал серьезное влияние на религиозное мировоззрение американских евреев: в 1950 к течению К. И. принадлежали около половины верующих евреев США. В последующем из-за отхода молодого поколения евреев от религии их количество несколько уменьшилось, и тем не менее в 1970 их число составляло не менее 40% (350 тыс. семей, 1,5 млн. чел.).

В 1957 по инициативе Объединенной синагоги Америки был создан Всемирный совет синагог К. И. С 1945 выходит журнал "Консерватив джудаизм". В 1978 в США была создана сионистская организация К. И. — Мерказ. В Израиле первые общины К. И. появились в начале 1960-х. В Иерусалиме открыто отделение ЕТС, названное в честь Шехтера "Неве Шехтер". Основу созданного в 1978 всеизраильского движения традиционного иудаизма "Ѓа-Тну’а леяѓадут месоратит" заложили Объединенная синагога в Израиле, имеющая в Иерусалиме центр "Бейт Атид", и израильский филиал Раввинского собрания. В 1982 в Израиле существовало 35 общин К. И. (в том числе 9 в Иерусалиме).

Я. З. Басин


Поделиться:

Реклама