Кондильяк - это...

КОНДИЛЬЯК (Condillac) Этьен Бонно де (1715-1780) - французский философ, католический священник, основоположник сенсуализма и один из основоположников ассоциативной психологии Член Французской академии (1768) Основные работы: "Опыт о происхождении человеческих знаний" (1746), "Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и достинства" (1749), "Трактат об ощущениях" (1754), "Логика" (написана для средних школ по просьбе польского правительства, 1780), "Язык исчислений" (1798) и др Отвергая теорию врожденных идей Декарта, стремился объяснить все психические процессы (воспоминания, мышление, волю) преобразованиями чувственных ощущений (sensations), которые и являют собой единственный источник познания Первоначально, по мнению К, каждый человек - некая "статуя", постепенно оживающая под воздействием эволюционирующих ощущений Самое простое ощущение, по К, - обоняние; наиболее продвинутое - осязание (Осязание у К - главный критерий истинности наших знаний и это придает его концепции особую значимость в контексте последующих исследований о важности для людей операциональных действий с предметами) Согласно К, понимание, размышления, суждения, страсти суть "само ощущение в различных превращениях" По К, ощущения вызываются внешними предметами, не имея с ними ничего общего Существование первичных качеств материального мира как некая определенная посылка элиминировалась К из системы философского миропонимания; по его мнению, телесная и духовная субстанции могут существовать, но обе принципиально непознаваемы Разделяя сенсуализм Локка, К тем не менее отрицал роль рефлексии в качестве специфического источника знаний людей Творчество К оказало существенное воздействие на французский материализм 18 века Учение К о языке в известной степени ограничивает возможность квалификации его как классического мыслителя-сенсуалиста, ибо, по его мнению, " есть врожденный язык, хотя нет никакого представления о том, каков он В самом деле, элементы какого-то языка, подготовленные заранее, должно быть, предшествовали нашим идеям, потому что без некоторого рода знаков мы не могли бы анализировать наши мысли, чтобы дать себе отчет в том, что мы думаем, те чтобы отчетливо видеть это" Логика К, трактуемая им как общая грамматика всех знаков и включавшая также и математику, была весьма распространена в интеллектуальной традиции Западной Европы рубежа 18-19 вв


Поделиться:

Реклама