Конь, кони - это...

Конь, кони или лошади (Быт. LХIХ, 17). По свидетельству естествоиспытателей, отечеством лошади первоначально была Высокая Азия и в числе областей оной, быть может, Армения; в Сирии же, Аравии и Египте, как утверждают они, лошади не были туземны. Это мнение до некоторой степени справедливо, хотя дикий осел доселе еще считается туземным животным в Месопотамии, как и во времена Ксенофонта, и известно, что традиционные и монументальные указания на существование лошадей между народами Средней Азии относятся еще к самым отдаленным периодам их истории. Иероглифические изображения лошадей можно встречать на египетских и ассирийских памятниках. Впрочем во времена глубокой древности рабочим скотом у евреев и других восточных народов по преимуществу считался вол и осел, а лошади — верховые ли то, или колесничные, — употреблялись только царями и полководцами (Исх. XIV, 9-23), потому-то лошадь ценилась у них очень дорого, и нам известно, что египтяне отдавали Иосифу своих лошадей взамен хлеба во время голода. Египет в древнее время славился разведением лошадей, но у евреев употребление и умножение коней не было поощряемо законом: только чтобы он (т. е. Израиль), говорит Господь, не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней (Втор. XVII, 16).Причина сего запрещения кажется довольно ясно изложена в кн. пр. Исайи (XXXI, 1-3). Горе тем, которые идут в Египет за помощию, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают! Египтяне — люди, а не Бог, и кони их — плоть, а не дух. Таким путем евреи могли бы войти в непосредственные сношения с Египтом, что конечно отозвалось бы для них вредно в религиозно-нравственном отношении. Да притом и гористая местность Палестины не способствовала верховой езде. Впрочем во времена Соломона лошади были уже в большом унотреблении между евреями, и он вероятно выписывал их из Сирии и Египта (III Цар. IV, 26, X, 26, 29, II Пар. I, 14-17). Лошади посвящались иногда языческим божествам (IV Цар. ХХIII, 11) и Божии пророки нередко описанием их разноцветных мастей предсказывали и обозначали различные будущие события. Так напр. пр. Захария представляет их рыжими, пегими, белыми, вороными (Зах. I, 8, VI, 2-6). Небесная помощь, оказанная пр. Елисею при известиом случае, представлена в IV кн. Царств под видом колесниц и коней (VI, 15-17), именно вследствие отличительных свойств этого животного, его силы, быстроты и неутомимости бега. В кн. Песн. Песн. (I, 8) жених уподобляет свою возлюбленную кобылице в колеснице Фараоновой — сравнение несомненно представляющее для восточного воображения рельефное понятие о статности, красоте и грациозности. Лучшими лошадями конечно всегда считались арабские лошади. В гористых и скалистых местностях, где немного находится удобных тропинок для проезда, копыта лошадей, очевидно, должны были быть очень крепкими и твердыми. Езда верхом на лошадях считалась знаком особого достоинства (Еккл. X, 7). Конь прекрасно и живо описывается в кн. Иова: Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? Можешь ли ты испугать его как саранчу? Храпение ноздрей его — ужас! Роет ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию. Он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча. Колчан звучит надь ним, сверкает копье и дротик! В порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы. При трубном звуке он издает голос: гу! гу! И издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик (Иов. XXXIX, 19-25).


Определения, значения слова в других словарях:

Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
КОНЬ — символ силы, быстроты и неутомимости, бесстрашия и воинской славы. Как знак войны и победы полководца, он демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне — значит одержать победу. Небесный воин Георгий Победоносец всегда изображался...
Энциклопедия мифологии
лошадь. Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На К. передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои. В индоевропейской мифологии К. принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в...

Поделиться:

Реклама