Коммуникация - это...
КОММУНИКАЦИЯ (лат communicatio - сообщение, передача) - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными Основная функция К - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента Структура простейшей К включает как минимум: 1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка; 2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3) тексты, выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, те то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс материальной передачи текстов Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание, составляют содержание К По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая К По типу используемых семиотических средств можно выделить речевую, паралингвистическую (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковую (в частности, художественную) К До начала 20 в философский интерес к К был ограничен, с одной стороны, исследованиями в области происхождения социальных норм, морали, права и государства (теория общественного договора), с другой стороны, наличными средствами организации самой философской К (проблема диалога) Современный философский интерес к К определен тем сдвигом, который произведен общим изменением места и роли К и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, интенсивным развитием средств К ("взрыв К") Процессы технологизации и автоматизации деятельности позволили перенести "центр тяжести" в общественнных системах с процессов производства на процессы управления, в которых основная нагрузка падает именно на организацию К С другой стороны, указанные процессы все больше освобождают человека от деятельности, расширяя область свободного времени, которое человек проводит в "клубах", те структурах свободного общения, где основным процессом также является К по поводу ценностей, идеалов и норм Тема К, интерсубъективности и диалога становится одной из главных в философии 20 в Теоретическим фактором, во многом определившим лицо современных исследований К, стал поворот философской и научной рефлексии к действительности языка Исследования языковых и знаковых структур, развернувшиеся с начала 20 в в работах философов и логиков (Рассел, Витгенштейн и др), лингвистов (Соссюр и др) и семиотиков (Моррис и др) радикально изменили понимание К и подходы к ее изучению и организации Так, например, Витгенштейн начинает рассматривать К как комплекс языковых игр, имеющих свои семантико-прагматические правила и свои принципиальные ограничения Если раньше язык полагался просто как средство К, то теперь сама К погружается в структуры языка, становится пространством в котором развертываются те или иные языковые формы Такой поворот открыл горизонты для искусственно-технического отношения к организации К За счет ставшего массовым конструирования языковых и знаково-семиотических средств, К стала оискусствляться, приобретая различные организованные формы (массовая К, диалог "человек-машина" и тд) Другим фактором, определяющим значение темы К, стали критика и кардинальное переосмысление оснований самой философии, разворачивающиеся на протяжении всего 20 в В поиске новых оснований, именно категории "К" и "диалог" начинают рассматриваться философами как одни из базовых и центральных При анализе и описании К необходимо различать: 1) К в широком смысле - как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы рече-языковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана (Таковы некоторые структуры времяпрепровождения и психологические игры в смысле их реконструкции Э Берном) 2) Информационный обмен в технологически организованных системах - в этой своей ипостаси К исследуется футурологами 3) Мыслекоммуникация как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия 4) Экзистенциальную К как акт обнаружения Я в Другом В таком качестве К - основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований К становится у Ясперса целью и задачей философии, а мера коммуникативности - критерием оценки и выбора той или иной философской системы К оказывается в центре и социальной теории Так Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает К в качестве базового социального процесса Он обращается к К как повседневной практике частных жизненных миров и полагает процессы коммуникативной рационализации жизненных миров в качестве структурирующих общественность Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества Особое направление исследований К было задано в СМД (системо-мыследеятельностной) - методологии Здесь К рассматривается как процесс и структура в мыследеятельности, те в неразрывной связи с деятельностным контекстом и интеллектуальными процессами - мышлением, пониманием, рефлексией Эта особенность содержания понятия К в СМД-методологии подчеркнута специально введенным неологизмом "мыслекоммуникация" Мыслекоммуникация полагается связывающей идеальную действительность мышления с реальными ситуациями социального действия и задающая, с одной стороны, границы и осмысленность мыслительных идеализации, а, с другой стороны, границы и осмысленность реализации мыслительных конструктов в социальной организации и действии см также: АВТОКОММУНИКАЦИЯ, ДИАЛОГ
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: