Кольцо - это...
КОЛЬЦО — символ единства, господства и повиновения. Три соединенных кольца в христианстве выступают символом Троицы.
Происхождение кольца, вероятно, восходит к китайскому гарему: серебряное кольцо надевалось на палец левой руки куртизанки, когда она приближалась к ложу императора. После выполнения своих обязанностей женщина надевала кольцо на правую руку. Золотое кольцо в китайской традиции предназначалось женщинам в последний месяц беременности. В метафизическом смысле кольцо в Китае является символом бесконечного круговорота, соответствуя огню, солнцу и триграмме Ли.
В античной культуре кольцо, браслет, перстень или ожерелье играли роль стабилизаторов, скрепляющих связь между душой и телом. Их носили, чтобы удерживать душу в телесной оболочке, и снимали в момент наступления смерти или совершения мистического обряда.
Кольцо нередко рассматривается как символ власти, происходящий от использования кольца-печатки, известного еще в античной Греции. Это объясняется тем, что кольцо напрямую связано с солнечной символикой круга — символом высшей власти солнечного божества и божественной власти фараонов, королей и церковнослужителей.
Также оно является символом вверяемой власти, поскольку такое кольцо могло быть передано другому лицу. Например, в знак признания таланта Иосифа на посту главного управителя фараон надел на руку Иосифа перстень, снятый со своей руки, а также велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать перед ним: "Преклоняйтесь!" Три соединенных вместе и украшенных алмазами кольца были эмблемой Козимо Старшего Медичи (1389—1464); а алмазное кольцо в когтях сокола с девизом "Всегда" было эмблемой его сына Пьеро (1414—1469). Три страусовых пера, продетые через кольцо, являются эмблемой Лоренцо Медичи (1448—1492) и пап из рода Медичи — Льва X (1513—1521) и Климента VII (1523—1534).
Символика кольца происходит также из символики крепкого узла, который воздвигает барьер, означает препятствие, зависимость и принуждение. В таком прочтении кольцо символизирует добровольную зависимость и узы супружества. В этом смысле пояс послушника выступает символом его покорности. Кроме того, кольцо символизирует духовный союз, как это имеет место в обряде бракосочетания. По церковной традиции Александрийская и Сиенская Екатерины изображаются в роли "невест Христа", что символизирует мистическое обручение с божественностью, когда Христос надевает кольцо на палец святой. Франциск Ассизский (ок. 1182—1226) по традиции изображается обручающимся с Госпожой Бедностью. В сцене обручения Марии и Иосифа последний держит в одной руке чудесным образом расцветший прут, на верхушке которого сидит голубь, а другой надевает кольцо на палец невесты.
Кольцо, служившее опознавательным знаком у древних христиан, является также одним из знаков церковного отличия. В последнем случае оно может рассматриваться и как символ власти, и как символ союза. Например, "кольцо рыбака", которое носит папа римский, украшено образом святого Петра в лодке, тянущего сеть. Кольца, соответствующие папскому сану, носят кардиналы и священники менее высокого ранга.
Кольцо близко по значению магическим кругам, имеющим негативную природу и свойство оказывать пагубное влияние. Недаром приснившееся кольцо связано с символикой круга и обнаруживает жажду власти и господства, достигаемых как праведным, так и тираническим путем. Но с другой стороны, кольцо, как воплощение круга, имеет защищающие свойства. Так, дочь катайского царя в "Неистовом Роланде" итальянского поэта Ариосто (1474—1533) Анджелика, прикованная цепями к скале на морском берегу, спасена от морского чудовища рыцарем Руджьером с помощью волшебного меча. Затем рыцарь надевает ей на палец волшебное кольцо, которое призвано защищать девушку.
Знак "кольцо" связывается и со словом "о’кей", которое впервые в значении "все правильно" появилось в статье в "Бостон морнинг пост" 23 марта 1839. Жест из указательного и большого пальцев, образующий круг, означает то же, что и произнесение слова "о’кей" — от одобрения до восхищения. Своими корнями этот жест уходит в далекое прошлое. Римский учитель Квинтилиан (ок. 35—95 н. э.) в "Институцио Ораториа" говорил, что, "если указательный палец вместе со средним на правой руке дотрагивается до большого и остальные пальцы расслаблены, мы имеем грациозный жест, подходящий для того, чтобы выразить одобрение". Однако одобрительное значение этот жест имеет не везде. Например, в Германии знак "кольцо" означает "ослиный зад".
Источ.: Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: