Коген - это...

КОГЕН (Cohen) Герман (1842-1918) - немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства Основные работы: "Теория опыта Канта" (1885), "Обоснование Кантом этики" (1877), "Обоснование Кантом эстетики" (1889), "Логика чистого познания" (1902), "Этика чистой воли" (1904), "Эстетика чистого чувства" (1912) и др К начал свою преподавательскую деятельность в университете г Халле (1865-1875), а с 1875 возглавил после смерти Ф, Ланге кафедру философии в Марбургском университете, где вокруг него сложилась группа последователей и единомышленников, составившая ядро марбургской школы неокантианства Первые работы К носили, гл обр, вторичный, интерпретаторский характер, представляя собой попытки нового понимания трех кантовских критик Разработку оригинальных взглядов и создание самостоятельной философской системы К можно датировать 1902, когда вышел в свет его главный труд - "Логика чистого познания" В работах К, и его учеников разрабатывается учение, сознательно опирающееся на ряд идей и принципов кантианской гносеологии, которая, став однако лишь отправным пунктом для разработки новой системы взглядов, была подвергнута радикальному пересмотру Прежде всего это касалось гносеологического дуализма "вещи в себе" и явления, кан-товской трактовки понятия "данности" и его представления об ощущении, как основе познания Перестроив кантовское учение, К создал чисто гносеологическую философию, которая не ищет для себя каких-либо предпосылок, существующих вне и независимо от познания Тобр, философия трансформировалась в логику чистого познания, ориентированную на поиски внутреннего систематического единства знания, понимаемого как самостоятельная и бесконечно саморазвивающаяся система, в границах которой и развертываются все отношения между частными содержаниями научных положений (включая и отношения между познанием и действительностью, субъектом и объектом) Превратив чистую мысль с ее априорными принципами в единственный источник познания (знания) и его первоначало (и по форме и по содержанию), К пришел к выводу, что чистое мышление само строит свой предмет, который никогда ему не "дан" извне, а "задан" в виде неизвестного, "Икс", проблемы и тп Познавательный процесс приобретает, т обр, характер серии актов категорического синтеза, протекающего по априорным законам самого мышления В результате неопределенный предмет постепенно определяется, оставаясь однако всегда незавершенным и открытым для новых серий определений в последующих синтезах Процесс построения предмета чистой мыслью, по К, это одновременно и построение самого мира (природы), как он построен наукой, ибо другой действительности кроме той, что существует в "напечатанных книгах", те вне мысли, мы просто не знаем Процесс познания (предмета) приобретает абсолютно проблематичный и, по сути, бесконечный характер - определений неопределенного, но определимого предмета Из импульса, своего рода "икса", задания, способствующего развертыванию мышления, он постепенно переходит в статус кантовской "вещи в себе" - вечно недостижимой цели и регулятивной идеи познания Превратив научное знание по сути в беспредпосы-лочную систему априорно-логических элементов и их связей, К в то же время осознавал необходимость соотнесения этой системы с неким "безусловным", которое бы единственно было способно придать знанию характер всеобщности и необходимости В роли такого "безусловного" не мог выступать факт науки, на который с самого начала была ориентирована логика чистого познания; сам К, неоднократно говорил о случайности и условности как факта, так и науки в целом В поздних работах в роли такого "безусловного" все чаще начинает выступать понятие цели, морального блага и тп - нечто абсолютно "запредельное опыту"; то, что затем трансформируется у К в метафизический принцип абсолюта (идею Блага почти на манер Платона) Место трансцендентальных основ познания займет теперь трансцендентная идея, место логики чистого познания - ранее отрицаемая метафизика (см также: МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА НЕОКАНТИАНСТВА)


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(евр.), в иудаизме – любой прямой потомок Аарона, брата пророка Моисея, назначенного первосвященником евреев. Когены были священнослужителями, приносившими жертвы. Когены играют большую роль и в современной ритуальной практике иудаизма: в частности, они благословляют народ, им...

Поделиться:

Реклама