Коан - это...

КОАН (яп. "загадка", кит. "гунъань") — средство стимулирования мысли, поиска, напряженной работы мозга; одной из двух важнейших практик буддизма Чань (см. Дзен), помогающей в достижении состояния У (см. Сатори). Первоначально в китайском языке термином "К." обозначался официальный документ в судебной практике, но с 8 в. К. — это истории из жизни патриархов Чань, которые наставник предлагает адепту в качестве интеллектуальной задачи. К. обязательно содержит парадокс, который решить рациональным способом невозможно. В классической средневековой литературе буддизма Чань (Дзен), содержащей изречения, диалоги, вопросы и загадки, фиксировались лишь высказывания, вызывавшие, по утверждению наставников Дзен, состояние У (сатори).

Письменно К. зафиксировано более 2000, из них 1700 гунъаней. Классические примеры: "Удар двумя руками — хлопок, а что такое хлопок одной рукой?" (В качестве ответа, поиск которого мог длиться годами, предполагалось полное молчание.) Вопрос ученика: "Что есть Дзен?" Ответ наставника Дзен: "Кипящее масло над огнем". Вопрос ученика: "Кем является Будда?" Ответ наставника Дзен: "Тремя цинами воска". Вопрос ученика: "Говорят, что все многообразие сводится к единому, но может ли быть уменьшено единое?" Ответ наставника Дзен: "Когда я был в районе Дзина, у меня был плащ весом в 7 цин". Следовательно, любой вопрос, с точки зрения наставника Дзен, абсурден, т. к. вопрошающий, вычленяя факт из единства бытия, тем самым уже детерминирует его. Ответ наставника Дзен абсурден по той же причине. Однако весь диалог иллюстрирует тождественность любого высказывания, тем самым имея смысл в системе буддизма Чань (Дзен): за внешним, кажущимся абсурдностью и нелепостью К., необходимо отыскать глубокий внутренний смысл, отыскать наиболее удачный парадоксальный ответ.

Примеры К.: 1) "Однажды монах спросил Шао-шаня: "Существует ли высказывание, которое не было бы ни истинным, ни ложным?" Шао-шань ответил: "В белом облаке не увидишь ни следа уродства". 2) "Три монаха: Сю-фэнь, Чжинь-шань и Йень-тоу — встретились в саду храма. Сю-фэнь увидел ведро с водой и указал на него. Чжинь-шань сказал: "Вода чиста и отражает образ Луны". "Нет, нет, — сказал Сю-фэнь, — это не вода, это не Луна". Йень-тоу перевернул ведро".

К. должен полностью завладеть сознанием ученика, вытеснив прочие мысли, затем после ментального перенапряжения наступает внезапный прорыв, и смысл К. становится понятным. Многие К. стали нормативными и их передают следующим поколениям. Два наиболее известных китайских сборника К. "Бияньлу" ("Записки у бирюзовой скалы") и "Уменьгуань" ("Застава без ворот") составлены в 11—13 вв. Эти сборники применяются и японскими наставниками Дзен, которые в направлении Риндзай-сю буддизма Чань (Дзен) отдают К. предпочтение перед сидячей медитацией Дзадзен (см. Дзадзен): адепту Дзен предлагают решать цепочку К. один за другим.

С. В. Силков


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(япон.). 1. В дзэн-буддизме – высказывание, которое имеет парадоксальную логику, отличную от Аристотелевой. Коаны применяют в медитационной практике для получения ответа в виде прозрения, озарения (инсайта). Вокруг классических коанов дзэн-буддизма сложилась обширная...
Философский словарь
(япон.): вопросы-загадки, которые задают дзэнские наставники для того, чтобы привести ученика в особое психическое состояние «всепонимания», или понимания без слов. Своей нелогичностью коан разрывает цепь привычных ассоциаций, выбивает ученика из обыденного ритма, нарушая...

Поделиться:

Реклама