Клир - это...

КЛИР — духовенство. К. в широком смысле называется состав духовных лиц, по правилам христианской Церкви посвященных на служение в ней, в менее широком — совокупность всех духовных лиц Церкви, за исключением архиереев, а также состав священно- и церковнослужителей при определенном церковном учреждении (при церкви приходской, соборной, домовой).

Как отмечал М. И. Горчаков, название К. в применении к духовенству в отличие от совокупности мирян было усвоено от упоминаемого в Св. Писании (Деян 1:23—26) способа избрания на апостольское служение, посредством жребия, ап. Матфея. По правилам православной Вселенской Церкви, в состав К. входят два класса лиц; церковнослужители и священнослужители. Первые поставляются на служение Церкви через обряд рукоположения или определяются и причисляются в К. распоряжениями церковной власти на основании местного законодательства церковного и государственного. В древней России к К. ("клирикам") причислялись дьяки, поддьяки, дьячки, пономари и другие "церковнии люди"; назывались они общим именем "причетников". Священнослужителями называются такие духовные лица православной Церкви, которые посвящены на служение ей через таинство священства посредством рукоположения и имеют своим назначением распространять и утверждать в людях учение христианской веры и начала христианской нравственности, совершать богослужение и таинства и участвовать в устройстве и управлении Церковью. К классу священнослужителей, по различию трех степеней священства, принадлежат дьяконы, пресвитеры и епископы. Особенности правового положения всех священнослужителей, по правилам Вселенской Церкви, следующие: 1) они не могут принимать на себя мирских попечений и вдаваться в народное управление, т. е. занимать должностей в государстве, земстве, обществе; 2) не могут вступать в брак, быть поручителями за других, поверенными и ходатаями в чужих делах, за исключением дел Церкви и малолетних, под их опекою состоящих; 3) они состоят по всем церковным делам, правам и отношениям в повиновении, подчиненности и подсудности церковной власти. Права священнослужителей теряются: добровольным сложением сана с разрешения церковной власти, по приговорам церковных и государственных судов, вследствие обвинения в преступлениях, а права епископские, сверх того, — принятием пострижения в схиму.

Согласно О. А. Добиаш-Рождественской, латинский термин clerus происходит от греч. слова "наследие". Так же, как и слово "духовные люди", слово "К." обнимало первоначально всю Церковь, пастырей и стадо, "наследие Христово", людей духа, в противоположность людям плотским, язычникам. С 3 в. объем обоих слов сужается. Духовными (spirituales) и клириками (clerici) начинают обозначать только служащих при церкви, в противоположность "людям стада". Ссылаясь на учреждение левитов, которые "совершают богослужение, вкушают священную пищу, служат алтарю и научаются от алтаря", ап. Павел утверждает, что в Новом Завете Господь установил, чтобы те, кто проповедует Евангелие, жили от благовествования. "Служение алтарю" имело много степеней и форм: внешние заботы о нем, преподавание Слова Божьего, совершение таинств, заведование "духовными делами" паствы. Отсюда вырастает духовная иерархия. Первый авторитетный (хотя еще не официальный) кодекс канонического права на Западе, декрет Грациана (12 в.), перечисляет девять священных чинов К., параллель 9 ангельским ликам, — привратник, певчий, тред, возглашатель, прислужник, иподиакон, диакон, пресвитер, епископ. Чины эти делятся на низшие — Ordines minores (первые пять) и высшие — Ordines majores. Иерархическая лестница с течением времени удлиняется, и система церковных учреждений осложняется ("9 чинов", впрочем, всегда остаются основными). Из среды дьяконов выделяются архидьяконы, помощники епископа по управлению диоцезом, из среды пресвитеров — архипресвитеры, или деканы, заведующие определенными группами приходов (деканствами); из среды епископов — архиепископы и митрополиты, главы церковных провинций, примасы — главы старейших провинций; наконец, во главе всего западного К. становится римский епископ — папа. Вокруг епископа появляется духовный совет — капитул каноников соборной Церкви, вокруг папы — коллегия кардиналов. Для администрации и суда создаются духовные трибуналы, курии (епископов и папы), для расследования ереси — суды инквизиции. Доступ в духовные чины К. открывают пострижение — tonsura и посвящение — ordinatio. Поэтому монах, собственно, не может считаться членом К.: он произносит обет, но не получает ординации, разве в исключительных случаях. С течением времени, однако, исключение становится правилом, и монашествующие, которых начинают называть "религиозными" по преимуществу и людьми, живущими по уставу, входят в понятие "К." как его часть (clerici regulares, в противоположность clerici saeculares). С 4 в., когда государство становится христианским, К. занимает в нем определенное место. На Западе соборные каноны, капитулярии каролингских государей, впоследствии папские декреталии стараются гарантировать ему определенные имущественные и юридические права. На содержание К. определяются церковные десятины, первинки и приношения верных, в известных случаях — плата за требы (хотя в общем же "таинства совершаются даром"). Это же законодательство наделило К. длинным рядом привилегий. 1. Личная привилегия. Государство охраняет личную неприкосновенность К. более высокой карой, Церковь — отлучением за нанесенное ему оскорбление действием. 2. Судебная привилегия. Уже в первоначальной христианской Церкви ап. Павел советует христианам предлагать свои раздоры на суд епископа. Это обращение, добровольное для мирян, обязательно для клирика. В Средние века подчинение церковному суду, основывавшемуся на римском праве и применявшему более мягкие кары сравнительно со светским судом, являлось настоящей привилегией. Эту привилегию закрепило за К. государство в законах Юстиниана Великого, эдиктах меровингских королей, капитуляриях Карла Великого. В случае столкновения клирика и мирянина первого нельзя привлечь к светскому суду без разрешения его епископа. В случаях тяжких преступлений клирика епископ отдает его в мирские руки, предварительно сняв с него церковный сан. 3. Налоговые изъятия. К. свободен от всяких государственных сборов и повинностей, падающих на лицо и на церковное имущество. Понятие церковного добра было очень растяжимо и вызывало резкие столкновения между К. и светской властью. Последняя готова была признать привилегированный характер лишь за имуществом, тесно связанным с церковной должностью (пребенды, бенефиции), но отнюдь не за всяким благоприобретенным добром церковных лиц и учреждений, провозглашая принцип, что "если головы тонзурованы, то имущества не тонзурованы". 4. Свобода от военной службы. Эта привилегия естественно вытекает из идеалов Церкви, страшащейся видеть в христианине, а тем более в клирике, "мужа крови". Эта свобода, по крайней мере для высших клириков, оказалась ненужной роскошью перед лицом законов феодального общества. Принимая от высших сеньоров огромные земельные имущества, аббаты и епископы брали на себя и выполнение вассального долга, ведя на войну с мечом в руке их вооруженное население по призыву сюзерена. Только с течением времени, с подъемом церковного сознания, вошло в обычай выполнять этот долг через заместителя. Обеспечивая за К. такие права и привилегии, церковная власть предъявляла к нему требования и налагала ограничения. Они выражаются в требовании чистоты жизни и подготовленности к своему званию образованием. Западная Церковь сделала для К. обязательным (по крайней мере, для "высших чинов") безбрачие. Она запретила ему большую часть светских занятий: "никто из воинов Божьих да не вовлекает себя в дела мирские", разрешив только интеллигентные профессии "адвоката" по делам "бедных и сирот", врача и в особенности педагога; она требовала от него установленной скромной одежды (темная сутана и закрытая пелерина без рукавов. "Не носите одежд ни слишком узких, ни слишком широких, красных и зеленых цветов, причудливых башмаков со шнурами и длинными носками, не употребляйте золоченых седел, не имейте оружия, не носите хохлов спереди, длинных волос сзади"). "Посвящать в духовный чин можно только человека образованного, трезвого, дельного, доброго, целомудренного, не драчуна, не спорщика, не жадного, христианина с детства, законнорожденного и во всех смыслах годного".

В настоящее время большинство привилегий К. отменено. С 1973 в англиканстве и католичестве в К. входят лишь епископы, священники и дьяконы.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(от греч. kleros - жребий, христ. духовенство первоначально избиралось по жребию) -в христ. церкви совокупность священнослужителей и церковнослужителей, духовенство, в более узком смысле — причт.
Словарь церковных терминов
(греч. жребий) - священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.

Поделиться:

Реклама