Климент Александрийский - это...
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Clemens Alexandrinus) Тит Флавий (150 — ок. 215) — раннехристианский теолог и писатель, основатель спекулятивной теологии. Ученик Пантена, который, обратившись из философа-стоика в христианина, основал в Александрии около 180 Катехизисную школу. К. А. сначала был помощником, а затем и последователем Пантена. К. А. был блистательным инициатором школы, защищавшей и углублявшей веру с помощью философии. Он разработал аутентичный "христианский гностицизм", поставив на службу вере достижения античных философских систем. Сторонники "классического гностицизма" проповедовали невозможность примирения науки и веры, в которых усматривали несовместимые элементы. К. А. неустанно искал гармонию между ними: по его мысли, лишь согласие веры и знания способно сделать христианина сознательным. Начало и основание философии, по К. А., — вера. С другой стороны, для христианина, желающего углубить собственную веру, нет ничего важнее разума. Философия как союзница веры не укрепляет ее, но делает "бессильными атаки противников истины, а крепостной бастион веры неприступным". Вера выступает для К. А. безусловным критерием истины, наука же, с его точки зрения, по характеру своему вспомогательна.
Понятие Логоса, образующего несущую конструкцию учения К. А., включает в себя три момента: 1) креативное начало мира; 2) начало той формы мудрости, которая вдохновляла пророков и философов; 3) начало спасения (Логос воплощенный). Логос, по мысли К. А., начало и конец — то, из чего все происходит, и то, куда все возвращается. Логос — Учитель и Спаситель. В Логосе — истинная мера, воссоединяющая античную мудрость и греческую добродетель с учением Христа. Как учил К. А., "лишь для Логоса, благодаря сродству с добродетелью, мы сотворены подобными Богу. Но трудись, не теряя мужества, тогда будешь таким, каким и не мог себя вообразить. И точно так же, как одно дело есть образование философов, другое — риторов, третье — борцов, так в свободном распоряжении согласной души встать на дорогу любви, которая ведет к благу. Физические действия, будучи окультуренными, становятся святыми и чистыми (странствование, привал, еда, сон, отдых и пр.). В конце концов, формирование Логоса противно крайностям, он в обретении правильной меры всему. Логос называют еще и Спасителем, поскольку обнаруженное в человеке это рациональное снадобье при определенных обстоятельствах, остановив порок, исключив источник страстей, перерезав корни желаний, противных разуму (указанием на то, чего следует остерегаться) дает противоядие от всех болезней и путь к спасению. Это и есть самый благостный дар Бога".
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: