Кистяковский - это...

КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович (1868-1920) - украинский и русский философ, социолог, правовед С 1888 - студент историко-филологического факультета Киевского уни-версита В 1890 - исключен из университета Поступил на юридический факультет Дерптского университета, сблизился с социал-демократами После исключения из этого университета в 1895 выехал за границу Учился в Берлинском университете на философском факультете под руководством Зиммеля, затем в Парижском университете В 1897 посещал семинары Виндельбанда в Страсбургском университете, где в 1898 защитил докторскую диссертацию по философии "Общество и индивидуальность" (опубл в 1899 на нем языке) С 1901 - в Гейдельбергском университете (семинар ГЕллинека) С 1906 преподает в Московском коммерческом институте (по приглашению Новгородцева), на Высших женских курсах Организовал со Струве журнал "Освобождение", в 1907-1910 - редактор журнала "Критическое обозрение" Сотрудничал в журнале "Вопросы жизни" В 1909 - приват-доцент юридического факультета Московского университета Участвовал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902) и "Вехи" (1909) Поддержал протест профессуры против нарушения университетской автономии, отказался от преподавания в Москве, работал в Ярославле В 1913-1917 редактировал "Юридический вестник" С 1917 - профессор юридического факультета Киевского университета С 1918 - профессор и декан юридического факультета Украинского университета Участвовал в создании Украинской Академии наук, с 1919 - академик по кафедре социологии Умер во время поездки с Вернадским и др академиками к генералу АИ Деникину с целью отстоять права Академии Основные работы собраны в книге "Социальные науки и право Очерки по методологии социальных наук и общей теории права" (1916) Работал над книгой "Право и науки о праве" (погибла в типографии во время эсеровского восстания в Ярославле в 1918) В своих работах К исходил из необходимости нормативистского обоснования социального познания в целом, и социологии, в частности Причина кризиса социального познания усматривалась К, во-первых, в субъективизме и релятивизме общественной науки, привносимом марксизмом, прагматизмом и этико-субъективной школой; во-вторых, в некритическом заимствовании позитивистских категорий и методов естественных наук; в-третьих, в неразграниченности социальной философии и социологии, в господстве психологизма в социальных науках Кризис социальных наук, по К, есть кризис существующей гносеологии и методологии, что требует рефлексии по поводу имеющихся теорий и применявшихся при их построении приемов мышления В центре ее внимания должны находится проблемы: 1) образования социально-научных понятий; 2) применимости причинного объяснения к социальным явлениям; 3) роли и значения норм в социальной жизни Первые две проблемы разрешимы социологией, третья требует философского анализа Общественные явления должны быть осмыслены сквозь категории общности, необходимости и долженствования В центре внимания К - соотношение стихийного и сознательного, единичного и общего, случайного и законосообразного Закон, выводимый в социальных науках, приложим только к идеальным конструктам Следовательно, он вневременен и внепространственнен, выявляет априорные формы мышления и лишь прилагается затем к конкретным процессам развития С этих позиций К критиковал марксизм, исходивший из тезиса о конечной причине социальных процессов и онтологизировавший свою схему Критике подвергалась К и марксистская теория классов и классовой борьбы В классах К видел продукт социального взаимодействия людей в определенных конкретно-исторических условиях, те считал их предметом социально-психологического, а не экономического анализа Таким образом, суть познания, по К, заключается в выявлении с помощью операций выделения, изолирования и отвлечения общезначимых соотношений, обладающих предикатом безусловной необходимости, те внепространственности и вневременности Истина не вне, а внутри нас Необходимость и случайность - конструкты нашего понимания В социальном познании общеобязательно также следование идее справедливости, что требует оценки деятельности людей с позиции этически должного, а не только поиска истины В социальных институтах постепенно реализуется все более осознаваемое людьми стремление к справедливости, заложенное в них природное нравственное (и эстетическое) начало Добро столь же вневременно и внепро-странственно, как и истина Мы понимаем только то, что представляем себе необходимым и справедливым (если речь идет о действиях людей), те должным Уровень телеологии является высшим проявлением и оформлением социальных связей Долженствование вмещает в себя необходимость и возвышается над нею Социальная необходимость нормативна по своей природе Основой социального познания, согласно К, должен стать новый (научно-философский, а не метафизический или мистический) идеализм, выросший из этики на основе отрицания натуралистической социологии и марксизма Конечная цель нового идеализма трактуется К как решение этической проблемы научным путем Он исходит из двух тезисов: 1) признания автономии и свободы человека; 2) факта существенности его оценочной деятельности Отсюда - принцип самоценности личности и равноценности личностей между собой Социокультурная деятельность, по К, предполагает формулирование и осуществление в действительности определенного идеала Традиционный идеализм при этом, по мнению К, апеллирует к познанию метафизического сущего путем интуиции и религиозной веры, новый идеализм идет путем философско-социологических разработок Задача социального познания - выявление норм и правил теоретического мышления, практической (нравственной) деятельности и художественного творчества Тем самым в теории познания К последовательно проводятся принципы антипсихологизма, априоризма и нормативности Важнейшая часть научного наследия К - обоснование ценности права для практической жизни Ценностное содержание культуры задается безусловностью справедливости, истины, красоты, веры Ценности права относительны, но они задают формальные свойства интеллектуальной и волевой деятельности людей Право - единственная социально-дисциплинирующая система Дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком - тождественные понятия Право - основное условие внутренней свободы человека, игнорирование власти права ведет к власти силы, те росту несвободы Русское же общество, по К, никогда не уважало права, русская интеллигенция не заботилась о формировании прочного правосознания как необходимого условия нормального общественного развития Отсюда путь России - признание, наряду с абсолютными ценностями, относительных ценностей права, изживание правового нигилизма


Поделиться:

Реклама