Киреевский - это...

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856) - русский философ, литературный критик и публицист Начинал как литературный критик В 1820-х подружился с А Хомяковым Испытал влияние немецкой философии и немецкого романтизма (в 1831 был в Германии, слушал лекции Гегеля, Шлейермахера, Шеллинга) С начала 1840-х - ведущий представитель славянофильства (хотя К не всегда принимал термин "славянофил" и свою доктрину называл "православно-славянской" или "славянско-христианской") Крупнейшие работы: "Девятнадцатый век" (1832; за эту статью был запрещен его журнал "Европеец"); "В ответ АС Хомякову" (1839); "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России" (1852, за эту работу был запрещен "Московский сборник", а К отдан под гласный надзор полиции); "О необходимости и возможности новых начал для философии" (1856) и др К был уверен, что пришла "пора для России сказать свое слово в философии" и в основу этого "слова" он (как и Хомяков) положил духовную философию Восточных Отцов Церкви Главная задача К - задать направление самостоятельности русской философии, сделать ее самобытной на пути православного просвещения, которое мыслилось им как синтез восточно-христианской Истины (православия) и мирской мудрости просвещения Условием подобного православного просвещения, по К, является цельность "внутреннего сосредоточия духа" человека, "главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные силы души в одну силу, где разум, и воля, и чувство, и совесть, - и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости", которая не поддается разрушению грехом Носитель православного просвещения противопоставляется К человеку западной культуры и просвещенности, которые не способствуют собиранию личности в целое Дух православия должен восполнить и исправить пороки Запада, где человек раздробляет свою личность на отдельные стремления и постоянно требует выбора: "раздвоенность и рассудочность - последнее выражение западной культуры", которая достигла своего апогея - "чувства недовольства и обманутой надежды" Эти выводы К сделал на основе сравнительного анализа истоков "общественного и частного быта" Запада и России В основе просвещенности Запада, по мнению К, лежали: христианство; варварский дух народов, разрушивших Римскую империю; наследие древнегреческой философии Восточная просвещенность лишена третьего основания, которое своим рационализмом исказило первоначальное христианство и привело на Западе "к непомерному выпячиванию отвлеченно-рассудочной, формально-логической стороны деятельности человеческого сознания Римская церковь не смогла противостоять наследию Древней Греции и Рима" Восточное же христианство (православие) пришло в Россию отфильтрованным Византией и сохранило полноту истины, которая, впоследствии, все же, согласно К, была искажена Стоглавым Собором 1551, реформами Петра I, некоторыми ересями, формализмом церковников Исправить это положение следует в опоре на самобытность российской просвещенности, что невозможно без возрождения православного вероучения и его главной функции - способствовать достижению человеком цельности внутреннего бытия, основание которого "заключало бы в себе самый корень древнерусской образованности, а развитие состояло бы в сознании всей образованности западной и в подчинении ее выводов господствующему духу православно-христианского любомудрия" Путь русской философии К видит не в отрицании западной мысли, а в ее преодолении через восполнение ее расчлененности и гиперболизированной рациональности (рассудочности), которые приводят западную культуру к крайним формам идеализма, оторванности от мира Многие идеи К стали программными для русской философии как у его апологетов, так и критиков Философия К замечательна сочетанием трезвого анализа и интуитивизма, веры в будущее и консерватизма, реализма и утопизма, что не делает ее эклектичной, а искренней Именно К и др славянофилы стояли у истоков русской философии 19-20 вв


Поделиться:

Реклама