Хвостов - это...
ХВОСТОВ Вениамин Михайлович (1868-1920) - русский социолог, правовед, философ Окончил юридический факультет Московского университета, в котором с 1895 по 1911 и с 1917 читал лекции по римскому и гражданскому праву Преподавал на Высших женских курсах, Высших женских юридических курсах, в народном университете им АЛ Шаняв-ского С 1889- профессор В 1911 - вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетской автономии Участвовал в создании журнала "Вопросы права", активно сотрудничал с журналом "Вопросы философии и психологии" Член Московского психологического общества Покончил жизнь самоубийством Основные работы: "Общественное мнение и политические партии" (1906), "Нравственная личность и общество Очерки по истории социологии" (1911), "Психология женщин" (1911), "Женщина и человеческое достоинство" (1914), "Этика человеческого достоинства Критика пессимизма и оптимизма" (1912), "Теория исторического процесса" (1910), "Социология Введение Ч 1: Исторический очерк учений об обществе" (1917), "Основы социологии Учение о закономерностях общественных явлений" (1919) и др Принадлежа к кругу русских неокантианцев, X пытался усилить в этом интеллектуальном течении психологический аспект, дополняя собственно социологию (социальную типологию) социально-психологическими построениями (учение о природе социальных связей и социальных законов) Одну из своих основных задач X видел в обосновании специфики социального познания, прежде всего социологии и истории С этой целью им проделан один из первых в русской традиции критический анализ методологических основ западной и российской социологии X выделил и проанализировал восемь социологических школ (механическая, географическая, этнографическая, биологическая, психологическая, экономическая, этическая и социальная) в соответствии с преобладающим в них типом редукции знания к уже сложившейся теоретической системе Их анализ позволил X сделать вывод о неадекватности их методологии задаче создания научной теории исторического процесса, которую он рассматривал как методологию и гносеологию социологических и исторических дисциплин Задача теории познания, по X, - установление границ доступного для нас знания и определение его источников и ценности, что принципиально требует привлечения для ее решения аппарата психологии Гносеология задает знанию нормативность (ценность), психология - описательность (состав и происхождение знания) В основе социального познания - выработка критически проверяемого мировоззрения, обеспечивающего познание истины как согласованности суждений о мире между собой и их соответствие данным опыта X, вслед за Кантом, постулирует примат практического разума над теоретическим Формы восприятия и мышления соответствуют вещам самим по себе: чем больше мы знаем, тем больше познаем мир сам по себе Познание идет через сравнение и противопоставление трех типов категорий - предмета, свойства и состояния, - обеспечивающих сведение опыта к логическому единству В фокусе теоретического анализа - три отношения: 1) места и времени; 2) различия-сходства- тождества; 3) причины; 4) модальности "Схватывание" объекта через комбинации типов категорий и видов отношений и обеспечивает его познание Специфика социального познания заключается в изучении не только каузальности, но и телеологии действующих субъектов Тело субъекта, по X, - посредник между познающим сознанием, существующим только во времени и не имеющим пространственных характеристик, и познаваемым объектом как пространственно-временной протяженностью Тело индивида одновременно принадлежит и субъекту и объекту Общественная жизнь, следовательно, онтологически дуалистична, в ней одновременно действуют естественно-стихийная и целеполагающе-психическая закономерности Реальность конституируется как синтез данных восприятия (опыта) и приписываемой мыслью идеи (гипотезы) "вещи в себе" Продуктами этого творческого синтеза являются культурные ценности, позволяющие нормативно регулировать познание и согласовывать данные опыта Социальные законы - суть общие схемы порядка протекания человеческого общения В пределе они тождественны законам социальной психики Поэтому социальная психология - часть'социологии В социуме одновременно действуют как законы солидарности, так и законы борьбы, которые примиряются в рамках общей духовной закономерности (те в культуре) как целостности общепризнанных ценностей В науках о культуре происходит синтез номоте-тических и идиографических методов, синтез общего знания социологии и индивидуализирующего знания истории Познание всегда есть синтез деятельности психики и культурных норм-ценностей Мир, следовательно, всегда конструируется с точки зрения определенной теории, хотя его существование самою по себе постулируется (допускается) X - сторонник плюрализма в познании (допустимы различные теории) и в анализе социума (необходим учет многофакторности, многовекторности общественных изменений, интегрируемых в культуре) Примитивный, кастовый и правовой тип обществ рассматривается X с точки зрения сочетания в них элементов устойчивости и изменчивости В качестве основных устойчивых форм общения X исследованы традиции подражания и дух времени В качестве основных изменчивых форм - критика, реформы, революция, реакция и нововведения (идеи и изобретения) X резко критикует концепцию прогресса как движения в сторону ценной для нас цели Можно говорить лишь о выявлении духовной закономерности как общей схемы социального порядка Исторически развертывание духовного процесса проходит три фазы: 1) скрытого состояния новой идеи; 2) обретения идеей критической массы сторонников; 3) начала установления господства нового течения в борьбе с традицией На последнем этапе идея приспосабливается ко вкусам масс и достигает компромисса с традицией, что позволяет выработать новый идеал, определяющий на некоторое время направление об-щественых изменений Затем весь цикл повторяется на качественно ином уровне и на основе новых идей Господству-щие тенденции и идеал и образуют "дух времени", который по закону исторических контрастов (смена на противоположную любой идеи) может быть обращен как в будущее, так и в прошлое Кроме контрастных эпох X выделяет эпохи общественного пессимизма и апатии, а в качестве исторических примеров развертывания идей рассматривает идеи реформации, просвещения и романтизма
Поделиться: