Храмы горы Тайшань - это...

Тайшань (Восточный пик) — главная вершина в одноименном горном хребте на востоке Китая, в составе Шаньдунских гор. Высота горы Тайшань — 1591 м. Это наиболее почитаемая из трех священных гор Китая. По преданию, она была создана из головы демиурга Паньгу, сотворившего весь мир.

Район горы Тайшань — одно из мест зарождения китайской цивилизации. На северном и южном склонах горы в эпоху неолита процветали археологические культуры (самая известная из них — Луншань, первая половина II тысячелетия до н.э.). Позднее здесь существовали государства-соперники Ци и Лу (770—476 гг. до н.э.). До нашего времени сохранились остатки 500-километровой оборонительной стены, возведенной в эпоху государства Ци.

Почитание горы Тайшань началось еще во времена глубокой древности. Гора считалась божеством, которому окрестное население приносило жертвы, чтобы обеспечить хороший урожай и уберечься от землетрясений и наводнений.

В середине I тысячелетия до н.э. в Китае зародился даосизм — религиозно-философское течение, в основе которого лежали постулаты о вечной изменчивости мира, подчиненного силам природы, гармонизация которой осуществляется путем взаимодействия мужского и женского начал — Ян и Инь. Основатель даосизма мудрец Лао-цзы главной нормой человеческого поведения считал следование законам природы. Это учение получило широкое распространение в древнем Китае.

Вершина Тайшаня считается в даосизме священной. По верованиям даосов, дух горы Тайшань — Владыка Восточного пика — управляет человеческими судьбами, и после смерти души людей возвращаются на эту гору для высшего суда, а сама гора является своеобразным посредником между миром живых и миром умерших. Традиции почитания горы Тайшань переняли от даосов буддисты и конфуцианцы. Тайшань являлась постоянным объектом почитания в официальном государственном религиозном культе, местом проведения важнейших ритуалов, а также источником вдохновения художников и поэтов. Неудивительно, что за несколько тысячелетий склоны горы Тайшань оказались покрытыми множеством больших и малых святилищ, среди которых древнейшие и самые известные храмы Китая. Помимо них сегодня на горе открыто 97 археологических объектов, 819 стел и 1018 наскальных росписей и рисунков.

Гора Тайшань в действительности представляет собой не одну гору, а живописную группу вершин. Вверх ведет широкая зигзагообразная дорога-лестница, по сторонам которой стоят многочисленные храмы. У самого подножия горы раскинулся Таймяо — храм Владыки Восточного пика, верховного судьи умерших.

Храм, а точнее огромный комплекс, включающий более 600 святилищ и других построек, спланирован по образцу императорского Запретного города в Пекине: громадные дворы, обсаженные деревьями, стройные арки, ворота, множество павильонов-храмов. Здесь сохранились столетние кипарисы, некоторые из них посажены императорами династии Тан (618—907 гг.). Стены главного святилища покрыты великолепно сохранившимися росписями времен династии Сун (960—1279 гг.). Многофигурные композиции изображают сцены паломничества императора в сопровождении свиты, придворных и войск на поклонение горе Тайшань: отправление из столицы, шествие и пребывание «Сына Неба» на вершине горы. В храме сохранилось множество древних надписей, посвященных горе Тайшань и Владыке Восточного пика. В большинстве это цитаты из китайских древних классиков: «Твою силу мы чтим выше трех других [священных гор]», «Ты будишь закоснелых и заблудших!», «Здесь у тебя в руках все виды счастья людей».

В одном из залов храма Таймяо хранится огромный кусок хотанской яшмы, один край которого теплее, а другой — холоднее. Яшма во все времена ценилась в Китае выше всех других камней и служила предметом мистической поэтизации.

От северных ворот храма Таймяо берет начало лестница, ведущая на вершину горы.

Первый значительный храм на склоне Тайшаня — святилище бога денег и денежного изобилия Цайшэня, которого изображают в сопровождении целой свиты более мелких божеств: Лю Хара — толстого бога монет; «Отрока, зовущего деньги»; духа, способствующего в торговых делах и т.п. По старинным китайским поверьям, молиться — это значит приглашать, просить бога прийти на помощь, а чтобы ему было удобнее, в храме помещены изображения идущих на поводу коней. Это «синмар», кони-звезды, на которых боги спускаются к молящимся.

Дорога, ведущая от подножия горы к ее вершине, как говорят китайцы, «устремляется в облака». Она представляет собой марши огромных гранитных лестниц, то поднимающихся, то опускающихся и перемежающихся террасами, с которых по мере подъема открываются все более и более живописные виды. На скалах и лежащих по сторонам дороги валунах встречаются надписи, прославляющие гору Тайшань, многие из которых сделаны тысячу и более лет назад: «Облачные горы, чудная перспектива», «Мало-помалу входим в страну прекрасного».

Половину подъема отмечают врата Чжунтяньмынь — Средние Небесные ворота. Отсюда открывается величественная панорама долины реки Вэньхэ, раскинувшаяся на многие километры. С высоты птичьего полета видны города, селения, долины, горные цепи, покрытые лесами. «Взойдешь на Тайшань, и земля кажется маленькой», — сказал по этому поводу Конфуций.

Миновав одну из вершин горы Тайшань — пик Тысячи сосен, путники поднимаются к храму Лежащего тигра. Это место пребывания священного тигра с горы Тайшань, изображение которого раньше встречалось в каждом китайском доме. По поверьям, этот тигр отгоняет от человеческого жилища нечистую силу.

Дорогу на вершину горы обрамляют многие десятки храмов. Большинство из них маленькие. Храмы горы Тайшань, как правило, не относятся к какой-либо определенной религии — в них совершают свои ритуалы приверженцы всех трех главных религий Китая — конфуцианства, даосизма и буддизма. Преобладающее число храмов посвящено культу богини — подательницы детей Сун-цзы Няннян, обожествленной жены князя Вэнь-вана, основателя династии Чжоу (ХII в. до н.э.). По преданию, у этой супружеской пары было сто детей, и все — мужского пола, что сделало Сун-цзы Няннян символом чадородия.

Неподалеку от вершины горы Тайшань расположен храм даосской феи Сиванму, Владычицы Запада. Сиванму — фея далеких Западных гор. По преданию, в ее садах цветет вечный персик, плодоносящий раз в три тысячи лет, который дает Владычице Запада бессмертие. В ее свите состоит целый сонм фей. Это популярное божество часто упоминается в классических литературных произведениях Китая. Прообразом богини Сиванму некоторые исследователи считают легендарную царицу Савскую.

На вершине священной горы раскинулся обширный ансамбль Бисяцы — храма богини Лазоревой зари, к которому примыкают Южные небесные ворота. Храм Бисяцы посвящен культу Бися-юань-цзюнь — подательницы и охранительницы детей, дочери Верховного Владыки горы Тайшань. Напротив храма Лазоревой зари у отвесной скалы стоит Грот белых облаков, соединивший в себе причудливое сочетание архитектуры с естественными выступами самой скалы. На противоположном утесе высечена огромная надпись, сделанная в память посещения горы Тайшань императором династии Тан Сюань-цзуном.

Здесь же располагается храм Юй-хуанди, по поверьям даосов — «небесного императора», «Яшмового владыки». Корни этого культа уходят в почитание Шан-ди, верховного божества древней китайской религии. Поздние даосские легенды рассказывают, что Юй-хуанди был принцем, который удалился от власти и скрылся в горах, где познал истину Великого пути — дао, и вознесся на небо. Юй-хуанди окружает пышная свита, в которую входят духи, управляющие созвездиями, а также божества молнии, облаков, дождя и града. Бог града держит в руке тыкву, в которой хранится град. Божество грома, у которого вместо рта клюв, держит в одной руке барабан, а другой поднимает громовой молот. В свиту Юй-хуанди включены и 36 отважных героев классического китайского романа «Речные заводи», основанного на народных сказаниях и записанного в XIV столетии.

Долгие годы в Китае бытовало поверье, согласно которому, бросившись в бездну с вершины горы Тайшань, можно тем самым избавить своих родителей от болезни и смерти. Так как безграничное почитание старших лежит в основе китайской морали, это поверье в свое время вызывало настоящую эпидемию самоубийств — чтобы спасти родителей, дети кидались в пропасть со скал Тайшаня. Только на рубеже XIX—XX веков власти начали вести борьбу с этим обычаем.

Ансамбль горы Тайшань сегодня включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Некоторые из святилищ Тайшаня, в частности храм Сиванму — Владычицы Запада и храм богини Лазоревой зари до сих пор остаются крупными религиозными центрами.


Определения, значения слова в других словарях:

Величайшие храмы мира
Буддизм дал толчок новым формам китайской архитектуры, одной из которых стали пагоды — монументальные башни, первоначально являвшиеся хранилищами буддийских реликвий. Эти башни стали неизменной деталью китайского городского ансамбля и, вероятно, самым распространенным в Европе...
Величайшие храмы мира
Город Сиань (Чаньань) был столицей Китая на протяжении почти всего I тысячелетия н.э. Эпоха династии Тан (618—906 гг.) отмечена здесь небывалыми по размаху строительными работами, в результате которых Сиань превратился в крупнейший культурный и торговый центр страны. И сегодня...
Величайшие храмы мира
Город Цюйфу, расположенный в провинции Шандунь, — родина знаменитого древнего мудреца Конфуция, основателя этического учения, ставшего своеобразной «религией» китайцев, хотя само слово «религия» здесь неуместно: речь скорее идет о пути нравственного совершенствования, целью...
Величайшие храмы мира
В 1368 году в истории Китая начался длительный и противоречивый этап, вошедший в анналы как период Мин (1368—1644 гг.). В эту эпоху, особенно в XV—XVI веках, Китай переживал экономический расцвет и подъем культуры. В то же время Китай минского времени — «страна одновременно и...

Поделиться:

Реклама