Храмы Бангкока - это...

«Над городом гордо высятся зубчатые стены королевской резиденции, золотые верхушки дворцов и храмов... Цветные изразцы, блестки, кристаллы, позолота на тонких высоких башнях горят огнем под яркими лучами тропического солнца. То здесь, то там вспыхивает пурпуровый, белый, синий, красный, голубой свет, который играет точно бенгальский огонь на белых шпилях, осыпанных кристаллами и стеклярусом», — писал о Бангкоке французский путешественник де Воллан. Этот прекрасный город много раз удостаивался от восхищенных европейцев самых восторженных эпитетов: «Дитя Парижа», «Венеция Востока», «Город ангелов». Сами же тайцы величают свой город еще более пышно — Город богов, Великий город, Резиденция Изумрудного Будды, Неприступная крепость, Великая столица мира, одаренная девятью драгоценностями и изобилующая дворцами, Город, дарованный богом Индрой.

Бангкок известен с XVI столетия. В 1782 году король Рама I, основатель ныне правящей в Таиланде королевской династии Чакри, перенес сюда свою резиденцию из Аюттхаи. С этого времени Бангкок остается столицей Таиланда (Сиама).

С любой точки города видны красные и зеленые черепичные крыши величественных строений. Это буддийские храмы — ваты. Девяносто процентов населения страны исповедует буддизм. Сегодня в Бангкоке насчитывается около четырехсот храмов, и число их постоянно растет. Каждый из храмов по-своему примечателен. На их украшение пошли несметные богатства — драгоценные камни, золото, великолепные статуи и изделия из серебра.

Самый известный и наиболее почитаемый храм Бангкока носит название Храм Изумрудного Будды (Ват Пра Кео). Он построен в 1782—1785 годах и расположен на территории старого королевского дворца.

В стенах храма Ват Пра Кео хранится главная святыня Таиланда — знаменитая статуя Изумрудного Будды, по преданию, подаренная тайцам древним индийским царем Ашокой — первым правителем Южной Азии, принявшим буддизм. Впрочем, это только одна из множества легенд, окружающих таинственного Изумрудного Будду. Говорят, например, что скульптуру вырезали небожители в течение семи дней и ночей. На землю ее в незапамятные времена доставил король ангелов, он же возвел дворец, где поместил изображение божества. Согласно другой версии, фигуру Будды вырезал в Индии некий древнегреческий скульптор. Ее поместили в храм на острове Цейлон (Шри-Ланка). Оттуда она попала в Бирму, затем в соседние земли. На протяжении многих столетий в ходе постоянных военных конфликтов между Сиамом и соседними государствами Изумрудный Будда неоднократно переходил в качестве трофея из рук в руки. Проделав довольно замысловатый путь, изваяние очутилось в городе Накхонситхаммарат, что на юге Таиланда, а оттуда попало в Чиангмай, расположенный на севере страны, где и находилось до середины XV века.

Судя по всему, к этому времени первоначальное происхождение Будды было уже основательно забыто. В руки монахов монастыря в Чиангмае попала невзрачная алебастровая статуэтка, о которой было известно, что это великая святыня, которую хотят иметь у себя многие правители. Но в чем состоит ее секрет?

В одну из ночей в старую пагоду монастыря Чиангмай ударила молния и разрушила ее. Большая трещина появилась и на алебастровой статуе Будды. И через образовавшуюся щель монахи увидели мягкое изумрудное сияние!

Как оказалось, изваяние Будды было целиком высечено из огромного... нет, не изумруда, а из не менее редкого цельного куска нежно-зеленого нефрита, и это не делает Изумрудного Будду менее ценным. Высота статуи составляет около 70 см (разные источники называют разные цифры: 61 см; 66 см; 75 см).

Есть и другая версия этого события (вообще вся история Изумрудного Будды чрезвычайно запутанна!): будто в разрушенной молнией старой ступе, в которой хранились священные реликвии, обнаружили золотую статую Будды, а золото с нее осыпалось, обнажив нефрит, гораздо позднее, когда статуя уже находилась в храме Ват Пра Кео в Бангкоке.

Как бы то ни было, узнав о произошедшем событии, правитель Чиангмая забрал статую в свой город и поместил там в большую пагоду. Однако вскоре на трон в Чиангмае взошел лаосский принц. Через некоторое время он вернулся в Лаос, захватив с собой Изумрудного Будду. В течение 215 лет статуя божества находилась в храмах Луанг-Прабанга и Вьентьяна, пока сиамский король Рама I не захватил лаосскую столицу. В 1778 году нефритовая скульптура вновь оказалась в Сиаме, а в 1782 году Изумрудного Будду поместили в храм, носящий его имя. И каково бы ни было происхождение Изумрудного Будды, те, кто воздают ему почести, верят, что это божество обладает магической силой.

Храм Изумрудного Будды представляет собой весьма сложный комплекс зданий, расположенных на обширном пространстве, обнесенном трехметровой зубчатой каменной стеной. Главный зал обнесен невысокой белой стеной, вокруг которой расположены 12 павильонов. Крутые скаты кровель святилища покрыты цветной черепицей с преобладанием зеленого, оранжевого и желтого оттенков, фронтоны пышно декорированы буддийскими символами, узорами из смальты, разноцветного стекла, дерева. Изящно изогнутые коньки крыш и консоли позолочены, стены отделаны мозаикой и орнаментом из поливной керамики. Храм сверкает и переливается из-за обилия позолоты, лаковой росписи и филигранных барельефов, цветных витражей и осколков зеркал, которыми инкрустированы стены. Архитектурную композицию дополняют внушительные изваяния демонов, львов, птиц гаруд.

С одной из торцевых сторон главного здания храма устроен портик. Здесь посетители, перед тем как войти в храм, оставляют обувь. Из портика внутрь храма ведут три двери. Рядовые посетители входят в одну из боковых дверей и выходят через другую, симметричную ей. Центральный вход, створки дверей которого вырезаны из тика и отделаны перламутровыми раковинами, открывается лишь перед королем и членами его семьи. Они приходят сюда по случаю особых торжеств не реже трех раз в год. Случается, что король появляется в храме для свершения обряда в связи с принятием особо важного решения государственного значения.

Вход в храм Изумрудного Будды охраняют два гигантских бронзовых изваяния якшей — демонов-стражей, привезенных из Кампучии еще королем Рамой I. Они призваны защищать храм от злых духов.

Когда с залитой ярким солнцем открытой площадки входишь в храмовый полумрак, поначалу кажется, что опалово-зеленое изображение Будды в глубине помещения словно бы парит в воздухе, густо насыщенном запахом благовоний. При ближайшем рассмотрении оказывается, что статуя сидящего в позе лотоса божества, подсвеченная лучом света, поднята на пьедестал высотой в два человеческих роста, символизирующий воздушную колесницу. Будда облачен в тогу из чистого золота, над его головой — пять золотых корон, одна выше другой. Уменьшаясь в размерах, они образуют пирамиду, верхушка которой уходит под широкий балдахин в форме остроконечного зонта, увенчанного длинным шпилем.

По сторонам статуи расположены две стеклянные сферы, символизирующие Солнце и Луну. Ниже статуи находятся богато украшенные вазы, чаши с благовониями, всевозможные подношения. По обе стороны пьедестала установлены статуи бодхисатв, олицетворяющие королей правящей династии Чакри. Слева и справа от средней части алтаря выдвинуты вперед на пьедесталах еще две фигуры бодхисатв в рост человека. Над каждой стоящей фигурой высокая корона-пирамидка. Все это сооружение блестит золотом и сверкает драгоценными камнями.

Стены и потолок главного зала расписаны картинами, повествующими о жизни Будды: его рождение, детство и юность, отречение от мирской суеты в поисках истины, искушение и просветление. На дверных створках, украшенных перламутром, воспроизведены эпизоды Рамакиян — сиамской версии древнеиндийского эпоса Рамаяна. Этой же теме посвящены росписи всех других помещений храма Ват Пра Кео.

Войдя в храм, люди склоняются в поклоне, усаживаются на скрещенные ноги или становятся на колени, опускают голову, поднося к ней сложенные вместе ладони. И так застывают, изредка поднимая голову и руки к алтарю, к мерцающей в полумраке статуе Изумрудного Будды. Полумрак, негромкий гул голосов шепчущихся между собой людей, мерцание свечей, дым курящихся благовоний создают атмосферу торжественности и таинственности.

Ват Пра Кео знаменит не только статуей Изумрудного Будды. Это один из немногих храмов Таиланда, где в буддийский пост, приходящийся на июнь — июль, в перерывах между проповедями исполняются популярные народные сказания. Обступив служителя-чтеца, пристроившегося где-нибудь в укромном уголке, посетители завороженно вслушиваются в искусное чередование речитатива с песней, песни со стихом, стихотворения с речитативом. В такой своеобразной манере пересказываются трагические и героические, комические и назидательные истории, случившиеся с персонажами популярных в народе сказок и мифов.

Храм Золотого Будды (Ват Тримит) расположен в китайском районе Бангкока — Сампенге. Он известен тем, что в нем хранится огромная статуя Будды, на 40 % состоящая из золота. История ее обретения схожа с историей обретения Изумрудного Будды, с той лишь разницей, что произошла она во вполне «историческое» время: в апреле 1953 года.

В ночь с 24 на 25 апреля на Бангкок обрушилась чудовищная гроза. Казалось, разверзлись хляби небесные. Ревел гром, ослепительные молнии метались над городом. Одна из них попала в большую каменную статую Будды, стоявшую во дворе храма Тримит. Эта статуя в конце XVIII века была привезена из древней столицы Сукхотаи в Бангкок и с той поры стояла под открытым небом: в помещение занести ее не могли, так как Будда весил 5,5 тонны.

Удар молнии и потоки ливня нанесли древней статуе значительный ущерб: вышедшие утром во двор монахи обнаружили, что Будда сильно изранен. И в глубоких трещинах, покрывавших поверхность «каменной» статуи, сверкало золото!

В ход были немедленно пущены ножи, стамески и прочие подручные инструменты. Когда под толстым слоем старинной известки (а не камня!) открылась золотая поверхность, монахи остолбенели. Кто и когда ухитрился так замаскировать золотую статую?

Вероятно, много веков назад, когда Сиаму приходилось отражать бесконечные набеги своих воинственных соседей, предусмотрительные люди покрыли изображение Будды известковым раствором, превратив статую из золотой в каменную, чтобы враги не обратили на нее внимания. Эта хитрость вполне удалась. Более семи столетий Будда носил эту «одежду», и если бы не случайность, его секрет, вероятно, так бы и не был разгадан.

Самый обширный храм Бангкока — Ват По — знаменит находящейся в нем статуей Лежащего Будды. Строительство храма началось в конце XVIII века и связано с именем короля Рамы I. Главный зал храма окружают галереи, в которых находится 400 статуй Будды. Вокруг галерей сооружена невысокая стена с восемью воротами, каждые из которых охраняют два бронзовых льва. Особенно богато украшены западные и восточные ворота; их тиковые створки отделаны перламутровыми раковинами. Помимо великолепных зданий, беседок и испещренных узорами остроконечных башен в храме можно увидеть «наглядные учебные пособия» по гимнастике йогов: во дворе сложена искусственная горка из камней, на которой среди цветущих растений застыли цинково-оловянные фигуры в замысловатых гимнастических позах.

В тесном павильоне (по-тайски «вихан») находится гигантская статуя Лежащего Будды, изготовленная из кирпича и цемента и покрытая сверху золотыми пластинками. Будда лежит на правом боку, подложив под голову согнутую в локте руку. Ступни статуи инкрустированы перламутром, при этом все пальцы Будды одинаковой длины. Буддийские теологи находят у статуи еще 107 признаков, по которым можно определить «настоящего» Будду.

Внутреннее убранство храма Ват По просто роскошно. Причудливость узоров мраморного пола дополняется изысканной роскошью стен и красно-золотым декором потолка. Посетителей приводят в восхищение не столько размеры, сколько мастерство исполнения и точность в отделке деталей Лежащего Будды, в частности мозаика из мельчайших перламутровых пластинок по черному лаку, изображающая 108 физических воплощений Будды.

Другая достопримечательность храма — четыре гробницы. В них покоятся останки первых четырех королей династии Чакри.

Храм Утренней зари (Ват Арун) расположен в бангкокском районе Тонбури, который когда-то был самостоятельным торговым городом и даже административным центром одноименной провинции. Со временем Бангкок поглотил своего «старшего брата». Почти пятнадцать лет (с 1768 по 1782 г.) Тонбури являлся временной столицей тайского государства, именно здесь под именем Рамы I вступил на трон генерал Чакри. По повелению короля Пья Таксина в городе было сооружено несколько величественных храмов, в том числе и храм Арун. Его массивный пра пранг — центральная башня в камбоджийском стиле, покрытая мозаикой из глазурованных керамических плиток, поднимается почти на 80 м и является одним из самых высоких сооружений старого Бангкока.

Самый молодой (многие считают его и самым красивым) храм Бангкока, Ват Банчомпит, построен в начале ХХ века. Его называют Мраморным храмом — он практически целиком сделан из итальянского мрамора. Комплекс Мраморного храма включает в себя несколько сооружений; лучшим из них является центральное здание. На его восточном фронтоне изображен Вишну, сидящий на птице Гаруда; на южном — буддийское колесо Закона; на западном высечен текст божественной песни Ундом; на северном фронтоне — трехглавый слон.

Вокруг главного храма располагаются монастырские помещения, в которых хранится богатейшая коллекция бронзовых статуй Будды, собранная по указу короля Чулалонгкорна, пожелавшего иметь образцы религиозной скульптуры всех направлений буддизма.

На полу центрального зала выложены затейливые узоры из мраморных плит. Стены декорированы золотыми лентами, балки и своды храма покрыты позолотой и расписаны черным лаком. Большая позолоченная статуя Будды отлита в 1901 году.

На территории храма разбит ландшафтный парк с лужайками, причудливо подстриженными кустами и заросшим водорослями водоемом. Посетители храма подолгу задерживаются у священного дерева бодхи, саженец которого, по обычаю всех буддийских храмов, привезен из Индии.

Мраморный храм известен своими черепахами. Они играют роль традиционной монетки, которую бросают в воду, чтобы вернуться в полюбившийся город. В Бангкоке вместо монеток в воду бросают... черепах. Но сделать это можно только на территории Мраморного храма. Желающие еще раз приехать в Бангкок должны купить черепаху, выцарапать на ее панцире свои инициалы или полные имена и пустить животное в водоем.


Поделиться:

Реклама