Храм Тернового Венца в Бразилиа - это...

В 1956 году на берегу большого водохранилища, на пустынном плоскогорье, началось строительство новой бразильской столицы — «города будущего», как его сразу окрестила мировая пресса. Город проектировала и строила группа бразильских архитекторов во главе с Лусиу Костой и Оскаром Нимейером. Оба они находились под влиянием идей французского архитектора Ле Корбюзье (1887—1965), градостроительные теории которого завоевали большую популярность еще в 1920-х годах.

Главным архитектором строящегося города стал Оскар Нимейер — один из самых выдающихся зодчих ХХ века. Он родился в 1907 году в Рио-де-Жанейро. В 1934 году он окончил Национальную школу изящных искусств. Нимейер принимал участие в проектировании здания Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Строительство Бразилиа стало зримым воплощением архитектурных взглядов Нимейера. «Город будущего», по замыслу зодчего, должен был стать городом свободного человека, который мог бы здесь свободно жить, свободно дышать, свободно передвигаться, работать и мыслить. «Авторы проекта Бразилиа перешагнули свою эпоху, заглянули в будущее!» — восхищенно восклицали сторонники Нимейера. Противники, которых тоже было немало, недовольно поджимали губы: формализм, голая функциональность, творческая неудача... Но, несмотря на яростные споры, градостроительные и архитектурные принципы Нимейера, воплощенные в Бразилиа, начали стремительно завоевывать весь мир.

Железобетон, металл и стекло — вот три кита, на которых Оскар Нимейер построил свой новый город. Уже потом эти материалы стали традиционными для современного строительства. А тогда, в 50-е годы, это казалось одним чрезвычайно смелым, другим — чрезвычайно неудачным решением. Из железобетона, металла и стекла и был в 1959—1960 годах возведен главный храм новой столицы — храм Тернового Венца.

Храм Тернового Венца рассчитан на одновременное пребывание в нем 4 тыс. человек. Форма его совершенно необычна: собор, с венцом железобетонных ребер вокруг, имеющих форму языков пламени, призван напоминать о терновом венце Христа и представляет собой законченный и цельный архитектурный образ. В плане собор круглый, его увенчивает высокий, легкий и тонкий крест. Пол храма находится на 3 м ниже поверхности земли, и темный узкий подземный переход выводит в огромное, наполненное светом и воздухом внутреннее пространство храма.

Собор громаден и безупречно симметричен. Диаметр основания составляет 70 м, высота здания — 40 м. Шестнадцать необычной формы железобетонных опор возносятся к небу как языки пламени, символизирующие очищающий огонь веры. Пространство между опорами закрывают высокие стрельчатые окна со специальными стеклами, защищающими от палящих лучей тропического солнца. Эти стекла окрашены в ярко-синие тона, и все пространство храма залито холодным голубым светом. Купол собора стеклянный, и через него можно видеть синее небо, на его фоне выделяются большие, установленные на высоте 31 м, фигуры ангелов, которые словно парят в воздухе.

Железобетонные опоры изнутри облицованы светлым мрамором, рассеивающим свет в интерьере храма. Круглый зал центрального нефа заполнен рядами скамей для молящихся. Над рядами скамей возвышается монументальное распятие. Круглый главный неф диаметром 60 м по периметру окружен традиционными капеллами. По периметру собора расположены и двенадцать поднятых на бетонную плиту высоких статуй апостолов, выполненных в несколько стилизованной манере, среди которых особенно выделяется фигура апостола Матфея с Евангелием в руках.

Отдельно от храма расположена оригинальной формы крещальня-баптистерий с яйцеобразным куполом и группа одно- и двухэтажных служебных помещений (дома священнослужителей, музей, хозяйственные постройки), соединенных с собором подземными переходами. Всю территорию храма окружает невысокая ограда.

Несмотря на то что собор в основном был закончен в 1960 году, еще двадцать лет в нем велись отделочные работы, окончательно завершенные в 1980 году.

Построив «город будущего» и храм Тернового Венца, архитектор Оскар Нимейер показал, что будущее человечества без Бога невозможно. И даже в городе из бетона, металла и стекла Богу всегда найдется место.


Поделиться:

Реклама