Храм Марии Сионской в Аксуме - это...
Множество тайн окружает древний эфиопский город Аксум. Одна из них таится в недрах холма, на котором высится храм Марии Сионской, главная святыня христиан Эфиопии. Согласно многочисленным свидетельствам, здесь сокрыт знаменитый ковчег Завета.
Многократно упоминаемый в Библии ковчег Завета символизировал присутствие Бога среди людей и представлял собой окованный золотом ларь из акациевого дерева. В нем хранились золотой сосуд с манной небесной, жезл Аарона и скрижали с Божьими заповедями, полученными пророком Моисеем на горе Синай. В Книге Исхода (25: 10—22) уточняется, что длина ковчега составляла 1,22 м, ширина и высота — по 76 см. Его украшали две золоченые фигуры крылатых херувимов.
Из пустынь Синая ковчег был принесен евреями в Землю обетованную. Благодаря исходившим от него сверхъестественным проявлениям народ Израиля был непобедим. Сила ковчега осушила реку Иордан, вызвала мор среди филистимлян. Царь Давид поставил ковчег Завета в шатре, где ежедневно общался с Богом. Соломон, сын и преемник Давида, в 976 году до н.э. торжественно перенес ковчег в Святая Святых построенного им Иерусалимского храма. Своей формой храм напоминал форму ковчега Завета и служил скорее святилищем, чем местом для массовых богослужений. Золотые цепи ограждали хранившуюся в нем реликвию, многочисленная золотая утварь таинственно мерцала в полумраке...
Последние упоминания о ковчеге относятся к временам правления царя Осии (VІІ в. до н.э.). Его следы теряются после того, как вавилонский царь Навуходоносор в 587 г. до н.э. захватил и разрушил Иерусалим. Однако ковчег Завета не упоминается в числе реликвий и сокровищ, захваченных Навуходоносором в храме Соломона. Судьба его так и осталась неизвестной.
Американский исследователь Раймонд Мэтью Рей, занимавшися загадкой исчезнувшей реликвии, называет пять версий возможной судьбы ковчега. Согласно самой «молодой» из них, голливудской, ковчег Завета хранится в секретном ангаре американского правительства. Другие версии предполагают, что ковчег был укрыт евреями в подземельях храма Соломона, похищен либо уничтожен вавилонянами. А по утверждению американского археолога-любителя Рона Уайта, ковчег Завета находится в пещере под горой Голгофа, на которой был распят Христос.
Однако есть на Земле страна, народ которой свято верит в то, что именно он на протяжении многих веков обладает этой священной реликвией. Речь идет об Эфиопии.
Начало истории Эфиопии теряется в глубине веков. О нем рассказывают только легенды, где правда настолько переплелась с вымыслом, что отделить одно от другого практически невозможно. Пожалуй, только одно можно утверждать с полным правом — древняя столица Эфиопии, Аксум (по имени которой и всю страну часто именовали Аксумом), некогда был центром одного из самых могущественных государств Древнего мира. Арабский историк Мани, живший в III веке н. э., писал, что ему известны четыре великие империи: Вавилон, Рим, Египет и Аксум.
Предание относит зарождение Аксумской империи к библейским временам. В ту пору главным городом страны, носившим название Шеба (Шаба, Саба), правил гигантский дракон. Он наложил на население дань: ежегодно ему отдавали на съедение определенное количество голов скота и несколько девушек. Однажды среди несчастных девушек, которые должны были стать жертвами тирана, оказалась красавица, которую любил Агабоз, отважный юноша, силач и весельчак. Чтобы спасти возлюбленную, он убил чудовище, и избавленный народ провозгласил его царем.
Агабозу наследовала его дочь — красавица Македа, царица Шебы. Умная, просвещенная и любознательная правительница, она известна во всем мире как царица Савская. Именно с ее правления (около 1000 г. до н.э.) начинается официальная история Эфиопии, изложенная в рукописи XIV века «Кыбрэ нэгэст» («Слава царей»).
В ту пору израильский царь Соломон, сообщается в «Кыбрэ нэгэст», задумал построить большой храм. Он известил купцов всех четырех стран света о том, что товары, необходимые для его строительства, будут оплачиваться золотом и серебром. На это приглашение откликнулся богатый купец Тамрин, подданный царицы Аксума. Он привез в Иерусалим большое количество ценных вещей, включая черное дерево, сапфиры и золото. Вернувшись на родину, Тамрин так восторженно рассказывал о мудрости Соломона и о чудесах, виденных им в Иерусалиме, что царица решила увидеть все это своими глазами.
Она собрала караван, насчитывавший 797 верблюдов и столько ослов и мулов, что их число не стали подсчитывать. Эти животные были нагружены дарами для великого царя. Несколько месяцев провела царица при дворе Соломона. Беседы с ним произвели на нее такое впечатление, что она отреклась от языческой религии своих предков и уверовала в единого Бога. В свою очередь Соломон был поражен красотой этой женщины, и его охватила страсть к царице Шебы. Прощаясь, Соломон снял кольцо со своей руки и вложил его в руку Македы. «Если у тебя будет сын, отдай ему это кольцо и пришли сына ко мне», — сказал он.
Царица вернулась в свою страну и вскоре действительно родила сына. Она назвала его Бейна Хакем, что означает «сын царя», и воспитала как принца и престолонаследника. Когда он вырос, то захотел увидеть своего отца и отправился в Иерусалим.
Соломон сразу узнал своего сына. Священным елеем он помазал принца и дал ему новое имя — Менелик, что значит «как он красив». Соломон объявил, что отныне только потомки Менелика по мужской линии должны править Эфиопией. Так оно и случилось: после Менелика I в стране царствовали только его потомки по мужской линии. Даже в ХХ веке последний император Эфиопии Хайле Селассие именовал себя «Лев от племени Иуды, который побеждает, прямой потомок Соломона и царицы Шебы».
Прощаясь с отцом, Менелик попросил у Соломона часть покрова с ковчега Завета, чтобы эфиопы могли поклоняться этой реликвии. Соломон удовлетворил его просьбу. Однако в результате подмены в руках Менелика оказался подлинный ковчег Завета, который он и доставил в Эфиопию, а в Иерусалиме осталась подделка! Впрочем, Соломон не стал убиваться по этому поводу, сказав, что «ковчег Завета передан не иноземцу, а моему сыну».
Так гласит легенда, корни которой, несомненно, уходят в текст Священного Писания. Ученые считают, что наиболее распространенная ее версия была обработана эфиопскими священнослужителями в XIV веке и в этом виде вошла в народный эпос. Как бы то ни было, легенда о Соломоне и царице Шебы приобрела сакральное значение, освящая власть потомков Менелика. А древний Аксум стал тем самым местом, где вот уже более трех с половиной тысяч лет, если верить эфиопской легенде, хранится ковчег Завета, благодаря чему и в наши дни Аксум остается священной столицей Эфиопии.
Здесь, в Аксуме, находится могила царицы Савской. Ее отмечают несколько гранитных плит с обелисками. А на горе, виднеющейся вдали, погребен Менелик I, сын царицы Савской и царя Соломона. Но главная святыня Аксума — храм Марии Сионской. Согласно многочисленным свидетельствам, именно здесь сегодня хранится знаменитый ковчег Завета.
В 331 году король Аксума Эзана был обращен в христианство сирийским монахом Фрументием. Спустя сорок лет, в 372 году, на развалинах древних языческих храмов правители Аксума возвели большую церковь Святой Марии Сионской. Эта церковь сегодня является самой ранней христианской постройкой в Африке. Португальский путешественник Франсишку Альвареш, побывавший в Аксуме в начале 1520-х годов, так описывал этот храм:
«Это очень большое здание. Внутри оно имеет пять широких величественных нефов, над которыми простираются высокие своды. Стены украшены росписями и иконами, также, как и в наших церквях... Вокруг церкви расположен широкий двор, выложенный каменными плитами, подобным могильным камням, и могучая ограда, подобная стене большого города или замка».
Многих европейцев удивлял сам факт появления такого великолепного храма в удаленных от цивилизации горах Северной Эфиопии. Объяснений этому два. Во-первых, Аксум был столицей могучей и богатой империи, правители которой не скупились на украшение города, а во-вторых, церковь Марии Сионской изначально была построена для хранения легендарной и загадочной реликвии — ковчега Завета.
Судьба ковчега Завета после его перенесения в Аксум довольно туманна. Есть свидетельства о том, что он оставался здесь до начала 1530-х годов, когда из-за угрозы надвигающейся мусульманской армии он был вывезен в какое-то тайное место. В 1535 году исламский завоеватель Ахмед Гран разрушил церковь Марии Сионской. Спустя сто лет, когда в империи восстановился мир, ковчег был возвращен в Аксум и был помещен в заново отстроенном императором Фасиле здании церкви. В 1965 году последний император Эфиопии Хайле Селассие перенес ковчег в надежно построенную часовню-сокровищницу, расположенную в десяти метрах от северо-восточного угла старой церкви.
У ворот, ведущих в храм, стоит медная пушка. На небольшой площадке перед квадратным зданием храма разбросано несколько гранитных монолитов, по форме напоминающих неглубокие кресла. Это место коронации эфиопских императоров. Дальше этого места женщинам проходить не разрешается.
Широкая каменная лестница ведет к дверям храма. Церковь сложена из небольших серых камней, скрепленных глиной, смешанной с резаной соломой. Здание несколько сужается к верху, над ним высится небольшой позолоченный купол. Окна забраны деревянными решетками.
Внутри храм разделен на две части. В первом зале прямо напротив входа стоит каменное кресло. Его подлокотники настолько отполированы, что блестят в полумраке пропахшего ладаном зала. Здесь же хранятся выдолбленные из ствола дерева или сделанные из глины барабаны — их используют для музыкального сопровождения при ритуальных песнопениях, которые проходят здесь лишь в воскресенье — утром и вечером.
Своды второго помещения опираются на четыре могучих столба, на которых висят написанные на холсте картины на сюжеты Священного Писания. В центре зала под куполом висит старинная бронзовая люстра. Передняя стена, где находится алтарь, обычно закрыта цветным покрывалом.
Но главные святыни храма хранятся в часовне-сокровищнице. Здесь находятся короны древних эфиопских императоров, в том числе императора Фасиле, построившего существующее здание храма. Корона, увенчанная крестом, по форме представляет собой два конуса, соединенных основаниями. Ее украшают эмалевые миниатюры на библейские сюжеты, к которым прикреплены подвески из драгоценных камней.
Сокровищница храма Марии Сионской скрывает и легендарный ковчег Завета. Во время большого праздника маскал, посвященного окончанию периода дождей, для всенародного обозрения выставляется «табот» — искусно сделанная копия реликвии. В прошлые столетия ковчег, накрытый полотном, иногда выносили из храма во время важных церковных празднеств и совершали с ним процессии вокруг города. Сейчас ковчег надежно хранится в сокровищнице и никто, включая первоиерархов эфиопской церкви, не допускается в святая святых. Однако нынешний эфиопский патриарх Абун Паулос утверждает, что видел ковчег своими глазами и что он в точности соответствует описаниям Ветхого Завета.
Единственным человеком, посвященным в тайну, является хранитель реликвии — отшельник Хебрелебанос Теклемариам. Он никогда не разговаривает с посторонними и отказывает в интервью журналистам. Согласно обычаю, хранитель не имеет права оставлять свой пост и не должен выходить за пределы храма вплоть до конца своих дней. Дотронуться до ковчега он может только в одном случае: если наступит Страшный суд.
Жители Эфиопии верят, что реликвия охраняет страну от врагов и бедствий. Хранители ковчега убеждены, что «все в Эфиопии живут в мире, потому что сила ковчега осеняет их». Как бы то ни было, но Эфиопия — единственная африканская страна, которая за всю свою тысячелетнюю историю ни разу не лишалась независимости и с неизменным успехом отражала нападения любых агрессоров. И это внушает эфиопам уверенность в том, что они являются избранным народом, хранителями подлинного ковчега Завета, теми, кто унаследовал обеты, данные Богом Аврааму...
Поделиться: