Хомяков - это...

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-1860) - русский религиозный философ, богослов, литературный критик, писатель и поэт Наряду с ИВ Киреевским стоял у истоков славянофильства; его ведущий идеолог Окончил физико-математический факультет Московского университета Участник русско-турецкой войны за освобождение Болгарии В России был под запретом; печатался за границей (Париж, Берлин Лейпциг) Основные философские и богословские работы X: "О старом и новом" (1839 - этим годом датируется возникновение славянофильства), "Опыт катехизического изложения учения о Церкви" (1840-е), "Несколько слов православного Христианина о западных вероисповеданиях" (1853), "Несколько слов православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу одного послания Парижского архиепископа" (1855), "Еще несколько слов православного Христианина о западных вероисповеданиях по поводу разных сочинений Латинских и Протестантских о предметах веры" (1858) Центральное понятие в философском и богословском наследии X - "соборность", выражающая принцип любого организма: сознания, личности, Церкви, государства; соборность есть свободное объединение на основе любви, имеющее своим следствием "органическое единство" как залог истины Сердцевиной соборности является любовь В учении о Церкви соборность трактовалась X как гарант обретения божественной истины и Благодати, как принцип организации и духовной жизни Церкви как единого и цельного "духовного организма" Церковь - не просто коллектив, "ассоциация", а объединение любящих людей "Церковь не авторитет, а истина", тк организована на единстве, свободе и любви к Богу Только в Церкви личность обретает подлинную свободу как свободу от внешних сил и авторитетов, как единомыслие с Церковью, в Церкви личность становиться свободной, творческой и цельной "Живой и неразрушимый организм, разумная, взаимной любовью освященная свобода" - это, по X, признаки апостольской христианской Церкви Католицизм и протестантизм, подвергшиеся эрозии рационализмом античного наследия, потеряли эти признаки: рассудочность в католицизме отдала истину и единство во власть авторитета папы, а в протестантизме - в жертву "субъективной искренности" В православной Церкви эти признаки сохранены: свобода, любовь, единство и истина как сущность жизни С учением о Церкви X связывает свою гносеологию и антропологию Бердяев заметил, что X утверждает "соборную, те церковную гносеологию", в которой развивает идею "цельного знания", "целостного разума", целостности духа Гносеология X во многом была реакцией на панлогизм Гегеля, который "принял рассудок за цельность духа, за единственную основу всего мышления" Гегель, по X, - продукт протестантской культуры, которая отделила "рассудочно-логическое мышление от целостного разума" и впала в односторонность, которая никогда не приведет к истине Концепцию "цельного знания" X можно свести к следующим тезисам: полной истиной обладает только Церковь, в лоно которой ложь в принципе проникнуть не может; мудрость человеку дана не лично, а как члену Церкви и не подавляет в нем полностью лжи и греха; для избежания лжи надо свой разум или "самый способ мышления возвести до сочувственного согласия с верой" на путях соединения всех внутренних способностей человека в единство, проникнутое верой; истина постигается целостным разумом, который в самом себе устроен в нравственном согласии с "цельной жизнью духа" Целостный разум познает мир в несколько этапов: "живознание" (непосредственное, интуитивное единство с объектом) - рассудочно-логическое осмысление данных "живознания" (отрыв от объекта) - "всецелый разум" (соединение рассудка с "нравственными силами духа", "со всеми законами духовного мира") Историософия X признает естественную закономерность исторического бытия в сочетании с Провидением (Промыслом), последнее не исключает свободы и ответственности человека История, по X, духовный процесс, движителем которого является вера, религиозность народного духа Соборность общественной жизни является мерилом ее истинности и соответствия христианским началам Русская культура и общество всегда несли в себе признаки соборности: православие; самодержавие (в его допетровских формах гармоничной жизни сословий); общин-ность, основанную на хоровом начале и обеспечивающую сочетание свободы личности и общественных интересов Соборность общества как "коллективной личности" зависит от того, под влиянием каких исторических начал общество находится - "кушитства" (магизм, подчиненность логической и вещной зависимости) или "иранства" (свобода творческого духа, обращенность к личности; православие, по X, наиболее полное ее воплощение) Тема "Россия - Запад (Европа)" пронизана у X мессианскими мотивами, покоящимися на критике односторонности западноевропейской культуры, которая "развивалась не под влиянием христианства, а под влиянием латинства, те христианства, односторонне понятого" X видит неполноценность западной культуры в ее опоре на религию несоборного типа Россия должна стать впереди всемирного просвещения, - история дает ей право на это "за всесторонность и полноту ее начал" Идея мессианизма России у X лишена национализма и нетерпимости и никогда не мешала ему видеть в Европе "страну святых чудес", - культуру, у которой можно многому поучиться


Поделиться:

Реклама