Хоманс - это...

ХОМАНС (Homans) Джордж Каспар (1910-1989) - американский социолог, професор Гарвардского университета Основные работы: "Человеческая группа" (1950); "Социальное поведение: его элементарные формы" (1961); "Природа социальной науки" (1967) и др В первый период творчества находился под влиянием Парето и Парсонса В 60-е разработал психологизированный вариант теории социального обмена В отличие от Блау (второго классика этой теории), X полностью отказался от понятия социальных структур, не наряду (Блау), а вместо них введя понятие "субкультуры обмена", резко усилив бихевиористско-позитивистские основания подхода Социальное поведение рассматривается как обмен материальными и нематериальными (например, знаками одобрения и престижа) ценностями Уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений "Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами", - отмечает X Он вводит понятие альтернативных моделей поведения, соотносимых между собой в ситуациях выбора с вариациями издержек при реализации каждой из них Поведение структурируется по двум уровням: субинституциональному (непосредственно-личностные отношения) и институциональному (нормативно-ценностные структуры) На субинституциональном уровне отношения обмена задаются и объясняются психологией участников, редуцируемой в полном соответствии с бихевиористскими принципами к действию пяти "положений" (причин): успеха (чем чаще достигается успех, тем чаще повторяется приведшее к нему действие), стимула (эффективный стимул вызывает повторение действия), ценности (значимость достигнутого результата стимулирует новое действие), насыщения/голодания (чем больше вознаграждений, тем больше стремление к действию), агрессии/одобрения (возрастание агрессивности в зависимости от неполучения ожидаемого) Комбинаторика причин дает обозримое количество эмпирически верифицированных типов ситуаций обмена Эти "положения" предполагают симметричность отношений участников в реальных обменах, поэтому наибольшую трудность для объяснения в теории X вызывают ассиметричные отношения: власть, насилие, неравенство Для объяснения власти и насилия в социуме X вынужден вводить дополнительный принцип обмена - принцип наименьшего интереса (наименее заинтересованный в конкретном результате получает большую "свободу рук" - возможность диктовать условия другим), для объяснения неравенства - принцип дистрибутивной справедливости (оптимум: награда соответствует затратам) Концепция X показательна не только последовательным воплощением необихевиоризма в социологии, но и последовательной операционали-стически-позитивистской линией в трактовке социального знания и познания Его позиция иногда даже определяется как реноменализм X исходит из дедуктивно-номологиче-ской модели объяснения Э Нагеля и К Гемпеля и выдвигает требование выхода на строгие операциональные, эмпирически обосновываемые операциональные определения (отсюда и его последовательная редукция в собственной теории) Идеал для него - "единая унифицированная общественная наука", стирающая междисциплинарные различия Это возможно в силу того, что все социальные науки изучают поведение и все используют одну и туже группу объяснительных принципов Структурный, функциональный, исторический и психологический типы объяснений, редуцируемы, в конечном итоге, к объяснению "через мотив" Из мотива можно дедуцировать всю совокупность изучаемых фактов, т е объяснить их Мотив же у X - "опосредующий фактор" бихевиористской схемы "стимул-реакция" Отсюда основные положения "единой унифицированной общественной науки" как положения об индивидах и их мотивах, проинтерпретированных в терминах социального обмена теории самого X В этом контексте любые суждения социального знания можно разделить на два типа: 1) "недействующие определения" и "нереальные положения" общих теорий, типа теории Парсонса; и 2) "действующие определения" и "реальные положения" сводимых к набору эмпирически верифицируемых переменных теорий, типа теории X


Поделиться:

Реклама