Хилиазм - это...

ХИЛИАЗМ, милленаризм (греч., лат. "тысяча") — религиозно-утопическое учение о приходе Спасителя — Машиаха, или Мессии, или о втором пришествии Иисуса Христа и его тысячелетнем Царствии на земле. Христианство, став официальной религией Римской империи (324), отказалось от изменения земных порядков, сделало упор на идею потустороннего воздаяния и осудило X. как ложное учение. Х. неоднократно возрождался в эпоху Средневековья в т. н. крестьянско-плебейских ересях, а также в демократическом крыле Реформации [см.] (анабаптисты) и даже позднее ("люди пятого царства"), выступая религиозной формой социального протеста.

Как отмечают богословы, в христианстве в целом надежды на близость второго пришествия Христа для основания истинно справедливого царства не только находили многих приверженцев среди верующих, но разделялись и некоторыми из Отцов и Учителей Церкви, которые, не признавая их необходимой принадлежностью общего церковного сознания, придерживались их как своего приватного мнения, не противоречащего общему церковному вероучению. Начало X. восходит к временам дохристианским. В иудаизме эпохи Второго Храма (см. Храм) существовали различные мнения по поводу Машиаха и Его Царства, в том числе многие полагали, что это Царство будет создвигнуто не в мире небесном, но на земле, ибо мессианские видения пророков (см. Пророков Книги) можно толковать по-разному. Евреи, принявшие христианство (см. Иудеохристиане), внесли такие воззрения и в Церковь, тем более, что христиане, по слову Спасителя, ожидали второго Его пришествия. Отцом и первым распространителем X. явился инакомыслящий века Апостолов Керинф. Он учил, что когда Христос устроит свое тысячелетнее царство на земле, то восстановит Иерусалим в прежнем его блеске и величии и снова введет исполнение всех предписаний и постановлений Моисеева Закона; счастье и блаженство праведников будут состоять тогда во всевозможных чувственных радостях и наслаждениях. (При этом в самом иудаизме Царство Машиаха предстает как Царство торжества Духа и абсолютного Богопознания.)

Несколько другого характера и направления X. христианский. Христианские отцы и учители представляют земное тысячелетнее Царство Христово как состояние райского блаженства и совершенства, как невозмутимое пребывание со Христом всей общины святых, в которой прекратятся все бедствия и лишения, уничтожится даже возможность греха и будет восстановлена полнейшая гармония между человечеством и всей обновленной и прославленной природой. Они смотрят на тысячелетнее Царство Христово не как на окончательное завершение Царства Божия на земле, но как на нечто среднее между нынешним состоянием унижения и будущим состоянием прославления. Их хилиастические надежды и ожидания были внушены гонениями, которые испытывала Церковь того времени. Чем более умножалось число мучеников, проливавших кровь за веру во Христа, тем сильнее и энергичнее возбуждалась в сердцах верующих мысль, что их настоящее униженное и бедственное состояние совершенно прекратится в недалеком будущем и что они на той же самой земле, на которой претерпевали бедствия и несчастья, будут царствовать со Христом и Его святыми. Приверженцы христианского X. пытаются оправдать свои ожидания близкого наступления тысячелетнего Царства Христова ссылками на Библию, толкуя в прямом, буквальном смысле еще не исполнившиеся, по их мнению, ветхозаветные обетования, особенно же пророческие видения Исайи (см. Йешаяѓу), Иеремии (см. Йирмеяѓу), Иезекииля (см. Йехезкель) и Даниила (см. Даниэль), а также обетования самого Иисуса Христа и многие фрагменты из Посланий Апостола Павла. Главным основанием, на котором христианские хилиасты пытаются утвердить свои представления, служит Апокалипсис, 20-я глава которого особенно благоприятствовала их страстным ожиданиям близкого наступления земного тысячелетнего Царства Христова. Здесь говорится, что сатана будет связан на "тысячу лет", и что мученики за Христа оживут и будут царствовать с Ним "тысячу лет".

Согласно историкам богословия, X. был особенно распространен во 2 в. в Церквах малоазийских. Папий Гиерапольский, Юстин Философ и св. Ириней Лионский разделяли хилиастические воззрения. Впрочем, Ириней представлял тысячелетнее Царство Мессии как переходную ступень для благочестивых к Царству небесному. Из числа представителей X. в 3 в. особенно выдаются монтанисты и между ними Тертуллиан, а затем св. Ипполит, Коммодиан, Сульпипий Север, Мефодий, епископ Тирский, Викторин, епископ Пиктавийский, и Лактанций. В том же 3 в. X. сильно распространился в Египте. Здесь под руководством епископа Непота целая Арсеноитская область придерживалась воззрений X. и отделилась из-за него от Александрийской Церкви. В начале 4 в., когда христиане освободились от гонений и для Церкви наступили более или менее спокойные времена, мечтания приверженцев Х. о тысячелетнем Царстве Христовом на земле ослабли сами собою. Египетских хилиастов обличал Дионисий, епископ Александрийский, который, следуя аллегорическому объяснению Священного Писания александрийской школой, был ревностным противником буквального и чувственного понимания пророческих сказаний. Непот, епископ Арсеноитский, написал в опровержение Х. сочинение "Обличение аллегористо", в котором тысячелетнее Царство Христово, изображенное в Апокалипсисе, принимается за царство земное, с земными удовольствиями. Дионисий Александрийский, в опровержение Непота, не только написал сочинение "Об Обетованиях", но и лично вел диспут с хилиастами и на Соборе 255 успел убедить многих из арсеноитских христиан отказаться от X. Из последующих Отцов и Учителей Церкви, ведших полемику с хилиастическими представлениями, особенного внимания заслуживают на Востоке св. Григорий Богослов и св. Ефрем Сирин, на Западе — Августин. Со смертью последнего Х. надолго исчезает из христианского сознания.

В Средние века, в эпоху расцвета мистики, идея X. в определенном смысле возродилась. Католическая Церковь приняла догмат, заключающийся в том, что Церковь, воинствующая на земле, будет победительницей и на небесах. При этом вера в тысячелетнее личное Царство Христа не была Церковью ни признана, ни осуждена. Х. держался помимо Церкви. Одним из наиболее явных его выражений было всеобщее ожидание конца света к 1000; паника, прекратившаяся после 1000, возобновилась с новой силой после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099. Иначе обстояло дело в эпоху Реформации. Возврат к изучению подлинной Библии, страстная борьба с "антихристом", якобы сидящим на римском престоле, невольно наталкивали на хилиастическое толкование известных фрагментов Апокалипсиса. Тем не менее радикальный мистицизм ("иудейские мечтания") был осужден как Аугсбургским, так и Гельветическим исповеданиями (см. Реформация).

В наше время X. остается составной частью вероучения отдельных религиозных сект.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
— см. Милленарии.
Философский словарь
(греч. chilioi, лат. mille - тысяча) - религиозно-утопическое учение о приходе Спасителя - Машиаха (в иудаизме) или о втором пришествии Христа (в христианстве) и его тысячелетнем царствии. Христианство, став официальной религией Римской империи (324), отказалось от изменения...
Философский словарь
(от греч. chilioi - тысяча) вера в тысячелетнее счастливое царство, а именно вера в царствие Христа на земле перед концом мира. основывается на откровении Иоанна (20, 4). В свое время против хилиазма выступал Ориген, в то время как Августин учил, что тысячелетнее царство...
Новейший философский словарь
ХИЛИАЗМ, МИЛЛЕНАРИЗМ (греч chilioi, лат mille - тысяча) - религиозно-утопическое учение о приходе Спасителя - Машиаха (в иудаизме) или о втором пришествии Христа (в христианстве) и его тысячелетнем царствии Христианство, став официальной религией Римской империи (324),...

Поделиться:

Реклама