Хейзинга - это...

ХЕЙЗИНГА (Huizinga) Йохан (1872-1945) - нидерландский историк и теоретик культуры Профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском (с 1905) и Лейденском (с 1915) университетах Мировую известность получили труды X по культуре европейского средневековая и Возрождения ("Осень средневековья" - 1919; "Эразм и век Реформации" - 1924) и по философии культуры ("Homo ludens" - "Человек играющий" - 1938) и др В области методологии исторического познания ("Новое направление в истории культуры", 1930 и др) X примыкает к традиции швейцарского историка культуры Я Буркхардта, отказываясь от формальных схем исторического процесса, его объективации Он выдвигает на первый план понятия культуры и личности, представление о целостности той или иной эпохи, тезис о присущем ей особом культурном языке, идеал единства и духовной наполненности человеческой культуры Парадокс его методологии заключается в том, что X подчеркнуто неметодоло-гичен, он как бы прислушивается к голосу самой Истории, почти не интересуясь методологическими проблемами своей науки; не достигая целостности, полноты, системности в своей работе историка, он отрицает исторический фатализм, а вместе с тем и вообще познаваемость и возможность исторических законов И в то же время в работах X четко прослеживается неумолимая логика историко-культурного мышления, благодаря которой разнообразные исторические факты складываются в целостную, диалектически противоречивую, сложную картину, жизни эпохи Для X характерен интерес к переломным, "зрелым и надламывающимся" эпохам, когда традиции вступают в диалог с обновляющими тенденциями в развитии культуры, причем в большей степени X привлекает тезис об умирающей культуре, чем о зарождающейся или цветущей: средневековье как гармоничная целостность для него не провозвестие грядущего, а отмирание уходящего в прошлое, в Ренессансе же он вовсе не видит единого периода, ядра культурной эпохи Возможно, проблема заключается всего лишь в произвольности выбора определенной точки зрения, а может быть, в экзистенциальном опыте 20 в, уверившем X в том, что современность деградирует, и ее культура рушится В таком контексте 15 век понимается как аллегория всей истории в ее "нормальности" и в ее "закате", а так же и как обнаружение архетипических праоснов современной культуры Культурологическая позиция X проясняется в работе "Homo ludens", книге об извечной первоздан-ности человеческой культуры, никогда не порывающей со своими истоками X прослеживает роль игры во всех сферах человеческой жизни и во всей истории в целом Для него вся культура - игровая, игра - это больше, чем культура Выступая в качестве культурно-исторической универсалии, игра заменяет собой все другие культурологические категории Расценивая игру как творческое позитивное начало, X наделяет серьезность атрибутом негативности Несмотря на то, что ценность работы несколько приглушается неопределенностью ее выводов (X вынужден апеллировать к неразрешимой запутанности проблемы серьезного и игры), само выдвижение игры на роль важнейшего элемента человеческой истории сыграло исключительную роль в философии культуры, ибо X предопределил одну из ключевых тем современной культурологии, имеющей дело с целым рядом взаимосвязанных понятий - игра, карнавал, смехЗначение X для современной истории, теории культуры определяется так же и тем, что в своих работах он наметил возможности новых методологических подходов: антропологического, структурно-типологического, семиологического и др, что свидетельствует о близости работ X с работами Леви-Стросса, Мосса и др, а его обращение к социальной психологии, специфике средневекового мировидения, того, что позднее получило название "ментальность", позволяет говорить о X как о непосредственном предшественнике французской исторической школы "Анналов"


Поделиться:

Реклама