Хасидей Ашкеназ - это...
ХАСИДЕЙ АШКЕНАЗ (букв. с иврита — "благочестивые ашкеназы") — в иудаизме — религиозное движение, возникшее в Европе (ашкеназим — европейские евреи; см. Ашкеназы) 12—13 вв., прежде всего — в Германии (Регенсбург, Шпейр, Майнц и др. города долины Рейна), а затем распространившееся во Франции. Х. А. создали своеобразное этическое и мистическое учение, сделавшее их посредниками между еврейской средневековой философией — и прежде всего философией Рамбама, или Маймонида, — и Каббалой. Становление движения и учения Х. А. происходило на фоне трагической и кровавой, особенно для евреев (см. Еврей) эпохи крестовых походов, что стимулировало их аскетизм и эзотеризм, поиски сокровенного смысла Писания (см. Танах, Тора). Сами Х. А. видели в своем учении продолжение древних традиций — и прежде всего мистического учения Аарона бен Шмуэля (Абу-Аѓарона) из Багдада (конец 7 — начало 8 вв.), который учился в йешивах Вавилонии и был знаком с устной эзотерической традицией. Как свидетельствует представитель движения Х. А. Элеазар бен Йегуда из Вормса в своей книге "Тайна молитвы", Аарон бен Шмуэль переехал из Вавилонии в Италию и познакомился с семейством Калонимус (Калонимос), перенявшим его знания. Это семейство и основало династию Х. А.: Шмуэль бен Калонимус, прозванный Хасидом (2-я пол. 12 в.), его сын Йеѓуда бен Шмуэль ѓе-Хасид; его ученик и родственник Элеазар бен Йеѓуда бен Калонимус, известный также как Элеазар из Вормса. На религиозные и философские взгляды Х. А. повлияли древние каббалистические источники — прежде всего восходящая к талмудической эпохе (см. Талмуд) литература ѓехалот у-меркава — "чертогов и колесницы", связанная с видениями мистиков, чья душа вознеслась к Престолу Божьей славы (Кавод), с визуальными аспектами Бога, восседающего на престоле (их опорой в Танахе [см.] стало прежде всего видение, открывающее Книгу пророка Йехезкеля, или Иезекииля, увидевшего таинственную Небесную Колесницу — Меркаву — престол Славы Божьей). Кроме того, на Х. А. оказали влияние А. Ибн Эзра и Саадия Гаон. Важнейшая книга Х. А. — Сэфер Хасидим ("Книга благочестивых"), которая удержала в себе фрагменты "Книги Славы Господней" Йеѓуды бен Шмуэля ѓе-Хасида и излагает его учение. Его продолжателем был Элеазар из Вормса, автор "Книги мудрости" и книги "Тайны таинств". Ученик Элеазара из Вормса Авраам бен Азриэль оставил книгу "Гряда благовоний". Х. А., подобно философам, воспринимали Бога как абсолютную трансцендентность, лежащую вне пределов материального мира и человеческого понимания. В мире нет сущности, в которой может быть воплощен Бог, или предмета, в котором он может быть локализован. Никакой субстанциальный контакт между Творцом и Его творением невозможен, но возможен функциональный контакт, выражающийся в следовании человека религиозным предписаниям, в его поступках и образе жизни. Центральное понятие теологии Х. А. — Кавод ("слава"), представляющая собой имманентность Бога, Божественную силу, неподвластную законам природы и открывающуюся пророкам. Повседневная действительность лишена Божественного присутствия, но то, что выходит за рамки законов земного мира, отмечено этим Присутствием. Понятие Кавод, в некоторых аспектах близкое неоплатоническому понятию эманации, наполняет религиозную деятельность человека ощущением присутствия Бога, внимающего молитве и отвечающего на нее. Х. А. культивировали традицию толкования Имен Бога (см. Тетраграмматон) и своеобразно интерпретировали текст канонической молитвы, видя в нем устойчивую целостную структуру с особым эзотерическим смыслом, выявляющимся через гематрии, аббревиатуры, параллелизмы между буквами, словами, именами. Они полагали, что каждое слово и даже буква в тексте молитвы имеют самостоятельное значение, и поэтому ни один элемент не может быть убран или изменен без ущерба для ее действенной силы. Подобным образом Х. А. смотрят на природу и на исторический процесс, видя во всем присутствие изначально определенной свыше структуры. Большое внимание Х. А. уделяли изучению каббалистического трактата "Сэфер Йецира" и пришли к выводу, что при постижении эзотерических тайн творения возможно создание искусственного человека — голема (см.), но сам этот акт является неэтичным как по отношению к Богу, так и по отношению к человеку.
В этике Х. А. подчеркивалось значение не столько внешнего действия, сколько его внутреннего, духовного смысла, который, тем не менее, должен реализоваться через конкретные поступки. По их мнению, человек должен стремиться исполнить в первую очередь то, что для него наиболее трудно: важно постоянное усилие преодоления, не столько достижение результата, сколько само духовное восхождение. Заповеди (см. Мицвот) воспринимаются Х. А. как череда испытаний для человека, и вершиной этих испытаний является исполнение заповеди Киддуш ѓа-Шем ("освящения Имени Божьего") — стремление утвердить своими высоконравственными поступками и самоотверженной верой величие и славу Творца, иногда, в самых тяжких и ответственных случаях, принимая смерть аль киддуш га-Шем — во Имя Божье. Этот аспект имел существенное значение в эпоху крестовых походов — эпоху массового истребления евреев и их гибели за веру. В области социальной этики Х. А. требовали полного имущественного и социального равенства. По их мнению, богатство в целом порочно, но в нем есть позитивный потенциал: богач в конечном счете может употребить свое богатство на помощь бедным. Основу истинной религии Х. А. видели в крепкой семье, основанной на любви. В их понимании истинная супружеская любовь наполнена мистическим смыслом: в ней открывает Себя Бог. Х. А. жили напряженными мессианскими чаяниями (см. Машиах) и в то же время отрицательно относились к массовому распространению мессианских идей, сознавая опасность иллюзий, которые могут повести народ за лжемессией.
Деятельность Х. А. создала базу для стремительного распространения начиная с 13 в. Каббалы.
Г. В. Синило
Поделиться: