Хасид - это...

ХАСИД (иврит. "благочестивый") — в иудаизме — обозначение праведника, ревностно служащего Богу, отличающегося необычным усердием в исполнении всех мицвот — заповедей Торы и Талмуда; слово пришло из Библии — еврейской ее части (см. Еврей), т. е в Танахе (см.; см. также Ветхий Завет), а также зафиксировано в талмудической и раввинистической литературе (см. Талмуд, Раввинистическая литература).

На протяжении многих столетий представления о Х. в иудаизме претерпели множество изменений, но их общей базой остается представление о необычном образе жизни Х., выходящего в своем пламенном и искреннем служении Богу за рамки обычных требований и норм. Раввинистические авторитеты приводят рассказы о добродетелях Х., выражающихся в соблюдении заповедей вопреки всем опасностям, в человеколюбии, превосходящем все требования Закона. Талмуд сообщает, что Х. может в течение часа настраивать свое сердце на молитву и не прерывает ее даже перед угрозой опасности для жизни, свято блюдет Шаббат, или Субботу, не совершает никаких прегрешений, но приносит покаяние (см. Тшува) за малейшее возможное прегрешение. Более точно известно о движении конца эпохи Второго Храма (см. Храм), которое именовалось Хасидим ве-аншей маасе ("Х. и люди [благочестивого] действия"). В него входили такие Х., как Хони ѓа-Меаггель, его внуки Абба Хилкия и Ханан ѓа-Нехба, а также Ханина бен Доса, которого Мишна называет последним из "Х. и людей действия". Само название движения указывает, что Х. были не людьми, изучавшими тонкости Галахи — еврейского практического Закона, но пламенно верующими людьми, для которых важно было непосредственное ощущение всемогущества Бога, постоянное ожидание Божественного чуда и вера в то, что оно происходит в повседневной жизни. Так, Ханина бен Доса сказал: "Тот, Кто сделал масло горючим, сделает горючим и уксус" (Таанит 25 а). Когда этого Х. укусила ядовитая ящерица и умерла, он принес ее в дом учения — бет-мидраш сказал: "Смотрите, дети мои, не ящерица убивает, а грех убивает" (Брахот 33 а). Влияние "Х. и людей действия" основывалось не на логичности их учения, но на убедительности и заразительности их поступков, причудливых, но исполненных страстной веры.

В эпоху таннаев появился новый тип Х. — Х.-ученого, и образцом его стал великий еврейский мудрец Гиллель [см.] (1 в.), чье учение испытало влияние ранних Х. Гиллель утверждал, что без изучения Торы не может быть благочестия, что невежда не может быть Х. (Авот 2:5). О Гиллеле говорили, что "все, что он делал, делал во имя Бога". Он стал воплощением предельной скромности, величайшего терпения и терпимости к людям, глубокого миролюбия и человеколюбия. Когда он умер, люди восклицали: "Увы, смиренный человек! Увы, хасид!" (Тосефта, Сота 13:4). Уже со времен гиллеля или чуть позднее термин "Х." стал обозначать людей, чья жизнь может служить образцом подлинно нравственной, праведной жизни. В определении трактата Пиркей Авот — "Поучения отцов" — Х. — это тот, кто говорит "Мое — твое, и твое — твое" (Авот 5:11), т. е. исповедует принцип высокого уважения к другому, толерантности и строгости, даже аскетизма по отношению к себе. Элементы аскезы в образе Х. усиливаются во время гонений после восстания под руковдством Бар-Кохбы. Под Х. начинает пониматься тот, кто готов пойти на крайние страдания во имя Бога и Торы. Примером Х. стал рабби Акива, провозгласивший, согласно преданию, что только в момент мучительной смерти от руки римлян, когда Бог забирал его душу, он понял, как можно подлинно исполнить заповедь "любить Господа всею душою своею". Амораи называли Х. тех, кто не ограничивается буквой Закона, но в своем благочестии делает сверх того. При этом они не одобряли благочестивых невежд. Высказывание Мишны о том, что невежественный Х. относится к тем людям, которые навлекают на мир гибель, мудрецы Талмуда иллюстрируют притчей о Х., который из-за своего излишнего усердия в соблюдении заповедей совершил страшный грех — не спас от смерти своего товарища (Сота 21б в Вавилонском Талмуде; Сота 3:4, 19а в Иерусалимском Талмуде). Несомненно, установки ранних Х. близки течению Хасидим, или Хасидеев эпохи Второго Храма, а также более поздним движениям — Хасидей Ашкеназ и Хасидизм.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама