Хашмонаим - это...

ХАШМОНАИМ (в рус. традиции через греч. посредство — Хасмонеи) — родовое имя — наряду с именем Маккавим (Маккавеи) — руководителей восстания в Иудее в 167 до н. э. (т. н. Маккавейской войны) против греч. (сирийской) династии Селевкидов и проводимой ими политики насильственной эллинизации — в защиту Единобожия, иудейской веры: Маттитьягу (Маттафия) бен Йоханан Маккаби (Маккавей), Йегуда Маккаби (Иуда Маккавей), Шимон Хшмони (Симеон Хасмоней), Йонатан Хашмони (Ионафан Хасмоней). В последующем имя Х. сохранилось за членами царствующего дома в Иудее. Предположительно, имя Х. связано с селением Хашмон или областью Хашмон.

Х. происходили из рода коганим (см. Коѓэн) — священников, живших в Модиине, на границе Иудеи и Самарии. Священник Маттитьягу и его сыновья служили в синагоге в Модиине. В 167 до н. э. начались гонения селевкидского царя Антиоха IV Эпифана на иудейскую веру: было запрещено под угрозой смертной казни исполнять заповеди Торы — прежде всего заповеди о соблюдении субботы (см. Шаббат) и обрезании. Было также запрещено изучение Торы и публичное чтение ее на иврите. Усиленно насаждалось эллинское язычество, и часть аристократической верхушки еврейского общества заняла проэллинистическую позицию. Однако народ Иудеи отказывался выполнять распоряжения Антиоха, при этом многие шли на мучительную смерть ради веры и освящения Имени Божьего (см. Маккавеев Книги). Каплей, переполнившей чашу народного терпения, стало осквернение главной святыни — Храма, в священном дворе которого по приказу Антиоха были установлены статуи языческих богов (в частности, статуи и алтари Зевса Олмпийского и Диониса). Было приказано совершать богослужение по языческому образцу, и на это согласился первосвященник — самозванец Менелай. Все это повергло в шок жителей Иерусалима, многие покидали свои дома и укрывались в горах.

Когда в Модиин прибыли царские эмиссары с приказом о введении языческих культов, Маттитьягу и его сыновья отказались подчиниться ему. В состоянии аффекта Маттитьягу убил, ударив священническим посохом, отступника-еврея, согласившегося принести жертву на языческом алтаре. Это и стало искрой, от которой вспыхнуло пламя восстания. Маттитьягу и его сыновья укрываются в горах, где к ним присоединяются новые и новые люди. Вскоре небольшие партизанские отряды, возглавленные Маттитьяѓу, начинают контролировать провинциальные города и селения, препятствуя осуществлению приказов Антиоха. После смерти Маттитьяѓу в 167 или 166 до н. э. восстание возглавил его сын Йеѓуда, обладавший незаурядными полководческими способностями и прозванный народом (или пинявший прозвище) Маккаби. Этимология этого имени не совсем ясна: по одной версии, оно образовано от слова маккевет ("молот"), ибо как молот Йеѓуда Маккаби обрушился на врагов Израиля (скорее всего, эта версия является типичной народной этимологией); согласно другому объяснению, Маккаби — боевой клич повстанцев, представляющей собой аббревиатуру строки "Кто среди богов подобен Тебе, господи!", ибо они отстаивали Единобожие. Так или иначе, но имя Маккаби первоначально соединилось в народном сознании с Йеѓудой, а затем было перенесено на все семейство Х. — Маккавим (Маккавеи).

В 164 до н. э. свершилось казавшееся почти невероятным: Йеѓуда Маккаби и возглавляемая им партизанская армия, выиграв сражение у селевкидского полководца Лисия, освободили Иерусалим и заново освятили оскверненный язычниками Храм, установив в честь этих событий "дни благодарения" для потомков — праздник Ханукка. Однако Лисий, который после смерти Антиоха IV в 164 до н. э. стал регентом при малолетнем Антиохе V, вновь вторгся в Иудею и осадил Иерусалим, но внутренние смуты в Селевкидском царстве не позволили ему долго вести осаду, и он стал искать компромисса с повстанцами и даже казнил продажного первосвященника Менелая, поставив на его место более умеренного сторонника эллинизации Алкима. Тем не менее этот первосвященник не был признан ни Х., ни народом. В 162 до н. э. пришедший к власти в Селевкидском царстве Деметрий I, стремясь укрепить царство и положить конец смуте в Иудее, направляет туда свою армию под командованием Бакхида (Вакхида). Бакхиду удалось занять Иерусалим, но после решающего сражения в 161 до н. э. под Бет-Хороном Йеѓуда вновь вступил в город. Стремясь добиться полной независимости Иудеи от Селевкидского царства, Йеѓуда заключает договор о дружбе и взаимопомощи с Римом. Но в 160 до н. э. Йеѓуда Маккаби погиб в очередном сражении с Бакхидом. Далее борьбу возглавили его братья — Йонатан и Шимон, возобновившие тактику партизанской борьбы и постепенно взявшие под контроль большую часть провинциальных городов и селений Иудеи. В 152 до н. э. соперник Деметрия I Александр Балас, готовясь к походу на Антиохию и стремясь обеспечить себе надежный тыл, пожаловал Йонатану Х. титул "друга царя" (что означало, по сути дела, утверждение Йонатана в роли этнарха — главы народа иудеев) и назначил его первосвященником. Все это с радостью было воспринято большинством народа. В последующем пост первосвященника на 150 лет окажется привилегией Х. годы правления Йонатана стали решающими в формировании независимого Хасмонейского государства. Йонатан возобновил договор с Римом и заключил новый со Спартой. Однако в 143 до н. э. он был казнен регентом при малолетнем Антиохе VI — Трифоном, коварством захватившим Йонатана, которому был многим обязан, в плен.

Тем не менее Шимон сумел остановить продвижение армии Трифона в глубь страны и вынудил его покинуть Иудею. В 142 до н. э. Деметрий II освободил Иудею от уплаты налогов, что означало признание ее независимости. В 140 до н. э. Шимон созвал в Иерусалиме Великий Собор, который провозгласил его этнархом, первосвященником и главнокомандующим Иудеи. Это назначение было наследственным и должно было передаваться потомкам Шимона "до того времени, когда явится истинный пророк", т. е. пророк Элияѓу, который возвестит приход Машиаха, или Мессии. По сути, Шимон стал первым царем-первосвященником в царстве Х. Однако в 135 до н. э. он и два его сына — Маттитьяѓу и Йеѓуда — были предательски убиты в Иерихоне зятем Шимона, Птолемеем, который при поддержке Антиоха Сидета стремился стать этнархом Иудеи. Но уцелевший сын Шимона — Йоханан Гиркан I — при поддержке народа пришел к власти и продолжил расширение царства: завоевал значительную часть Заиорданья и Эдом (Идумею), при этом насильственно обратив ее население в иудаизм. С этого времени родовая знать эдомитян начала играть заметную роль в Иудее; из эдомитского рода прозелитов выйдет печально знаменитый царь гордус (Ирод), страстно ненавидимый еврейским религиозным сознанием. Осмысление всей ситуации с политикой Гиркана I и позднее с Иродом приведет к тому, что еврейские законоучители примут постановление, запрещающее не только насильственное обращение в иудаизм, но любую миссионерскую деятельность. Уже при Гиркане I начались конфликты на этой почве между Х. перушим — фарисеями, движение которых станет основой раввинистической традиции (возможно, это отчасти объясняет, почему Книги Маккавеев не были включены еврейскими мудрецами в канон Священного Писания). После смерти Гиркана I развернулась борьба за власть между его сыновьями — Аристобулом I (104—103 до н. э.), узурпировавшим трон и первым официально провозгласившим себя царем, и Александром Яннаем (103—76 до н. э.), который надолго пришел к власти и еще более расширил границы царства. Стремление Янная к усилению своей царской и священнической власти привело в 80-е до н. э. к острому конфликту с фарисеями, которых поддерживал народ. Этот конфликт удалось сгладить жене и преемнице Александра Янная — Саломее-Александре (77—76 до н. э.). Далее вспыхивает междоусобная война между ее старшим и младшим сыновьями — Гирканом II и Аристобулом II, что стало одной из причин легкого захвата римским полководцем Помпеем Иерусалима в 63 до н. э., хотя приверженцы Аристобула II три месяца защищали Храмовую гору. Последняя попытка восстановить величие царства Х. была предпринята вторым сыном Аристобула II — Антигоном II (40—37 до н. э.), который с помощью парфян взял в 40 до н. э. Иерусалим и стал царем-первосвященником, но был казнен римлянами в 37 до н. э. После этого и был возведен на трон Иудеи римский ставленник Ирод I, который, чтобы иметь в глазах народа хоть какое-то право на власть, женился на Мирьям, внучке Гиркана II.

В сознании еврейского народа и в памяти мировой культуры навсегда остался ранний, героический период деятельности Х., защищавших Единобожие. Успех восстания под их руководством сохранил островок монотеизма в море язычества и, в сущности, оказал решающее влияние как на дальнейшую судьбу иудаизма и самого еврейского народа, так и на формирование монотеизма в западной культуре. Героическая борьба Йегуды Маккаби и его братьев за свободу народа и во Имя Божие отражена в Книгах Маккавеев (Книгах Маккавейских), вошедших на правах второканонических книг в христианскую Библию.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама