Ханукка - это...
ХАНУККА, Ханука (иврит. "обновление", "освящение") — в иудаизме праздник, установленный в связи с победой 164 до н. э. иудеев под руководством Йеѓуды Маккаби, или Иуды Маккавея, из рода Хашмонаим, или Хасмонеев, над притеснителями-эллинизаторами из греч. династии Селевкидов, и в первую очередь — в связи с освящением заново (обновлением), очищением оскверненного языческими идолами Иерусалимского Храма и возобновления богослужения в нем. Название праздника связано с выражениями хануккат га-байт ("освящение Дома [Храма]"), хануккат бейи Хашмонаим ("освящение дома Хасмонеев"). Х. празднуется 8 дней — с 25 Кислева по 2 или 3 Тевета (в зависимости от продолжительности месяца Кислев).
Однако в самых ранних письменных источниках, сообщающих об этих событиях, в частности, в 1—2-й Книгах Маккавеев, нет упоминания названия Х. 1-я Кн. Маккавеев (1 Макк 4:36—59) рассказывает, как после победы над греческим военачальником Лисием Йеѓуда Маккаби вошел в Храм, который три года находился в руках греков. Храм пришлось очищать от различных предметов языческих культов, перестраивать жертвенник, т. к. на нем совершались жертвоприношения Зевсу, менять масло, предназначенное для храмового светильника — семисвечной меноры. Йегуда постановил, что литургия в Храме возобновится 25 Кислева, в третью годовщину вторжения в Храм селевкидского царя Антиоха IV Эпифана. Церемония обновления Храма и празднование победы продолжалось 8 дней, которые Йеѓуда и его сподвижники объявили "днями благодарения" для потомков. Как считают исследователи, Йегуда Маккаби устроил, хотя и с опозданием — из-за невозможности отпраздновать его раньше — праздник Суккот, который празднуется 8 дней. 2-я Кн. Маккавеев, описывая праздник (1:8—9, 18—31; 2: 10—12; 10:1—8), сообщает, что его участники несли в руках четыре вида растений — арба’а миним — и совершали другие обряды, связанные с праздником Суккот. Однако, по мнению повествователя, это происходило потому, что царь Шеломо, или Соломон, освящая Первый Храм, праздновал это событие с народом Израиля 8 дней. В книге рассказано, как небесный огонь спустился на жертвенник в Храме, как это произошло некогда при освящении Первого Храма, а также Второго — в эпоху Нехемьи. Об этих же событиях рассказывает Йосеф бен Маттитьягу (Иосиф Флавий) в "Иудейских древностях" (12:6—7), но у него праздник называется "Светочи" (это название объясняется тем, что спасение пришло внезапно, как свет от зажженного огня). В соч. на арам. языке Мегиллат Таанит (букв. — "Свиток дней, [запрещенных для] поста") — одном из двух (наряду с Антиоховым списком) сохранившихся в самой еврейской традиции свидетельств о Х. — рассказывается, как Маккавеи, войдя в Храм, обнаружили погасшую менору, испорченную, оскверненную, и сделали новую из семи шипудим (букв. "вертела", какое-то колющее оружие с рукояткой, которая в перевернутом виде образовывала полную чашу), в которые было налито и зажжено специально освященное оливковое масло. Этот необычный светильник упоминается неоднократно и в Талмуде.
Так или иначе, праздник в честь освящения Храма связался в сознании с очистительной силой огня, с чудом, связанным с огнем и светом, с символикой победы духа над грубой материей, Единобожия над язычеством, с особой менорой. Возможно, это и стало толчком к созданию легенды, зафиксированной в комментарии к Мегиллат Таанит — барайте из трактата Шаббат (21 б) Вавилонского Талмуда. А также в Атиоховом свитке, датируемом 2 в. Легенда гласит, что менору обнаружили погасшей, а в Храме нашли только один небольшой сосуд с освященным оливковым маслом, которого должно было хватить только на один день горения меноры. Но, когда масло заправили в светильник, свершилось чудо: менора горела восемь дней. Так обосновывается, почему Х. празднуется 8 дней, и отсюда же вытекает главная заповедь Х.: зажигание свечей (в древности — масляных светильников) в специальном хануккальном светильнике — хануккии. Впервые об обычае зажигания свечей упоминает все та же барайта из Вавилонского Талмуда: две школы — Ѓиллеля и Шаммая спорили о том, в каком порядке нужно их зажигать. В результате галаха установлена по гиллелю: каждый день прибавляется по одному свету, по одной свече, которую зажигают от специальной служебной свечи, именующейся шаммаш. Перед зажиганием свечей произносят специальную бенедикцию на зажигание свечей, а также о свершившемся чуде. После зажигания свечей Х. принято петь особый гимн, который написал в 13 в. в Германии литургический поэт (пайтан) Мордехай, — "Скала, прибежище спасения моего..." (обращение ко Всевышнему, парафраз стиха пророка Йешайагу — Ис 7:10). В этом пиюте из шести строф Х. вписана в ряд самых значительных, поворотных моментов еврейской истории: первая посвящена поэтическому изображению Храма, вторая — египетскому рабству и Исходу, третья — Вавилонскому пленению и возвращению на родину, четвертая — истории Пурима, пятая — собственно Х., шестая — грядущему Избавлению (см. Геулла).
Хануккальные светильники с зажженными свечами принято помещать на видном месте — на подоконниках, у дверей домов, на площадях городов, в синагогах (обычай возник в Средневековье, чтобы странники и бездомные смогли приобщиться к исполнению мицват нер Ханукка — "заповеди хануккальной свечи"). На Х. принято дарить подарки детям, играть с ними в четырехгранный волчок с изображением букв нун, гимел, гэй, шин, которые в народной традиции прочитываются как фраза нес гадоль гая шам — "великое чудо было там". Буквы на волчке должны напомнить о том времени, когда законоучители, несмотря на все запреты и гонения, в том числе и на иврит, продолжали обучать своих учеников святому языку и Торе. В память о чуде с маслом принято готовить жаренные в масле пончики, оладьи, блины.
Х., не являясь столь большим и строгим праздником, как Праздники Торы, стала своеобразным символом еврейства, знаком постоянного духовного обновления, победы, с помощью Божьей, малых над многими, слабых над сильными, света над тьмой.
Г. В. Синило
Поделиться: