Халев - это...

Халев (горячий, храбрый) — имя следующих лиц:а) (Чис. ХIII, 6) — был сын Иеффониин из колена Иудина. Когда израильтяне на пути из Египта в землю Ханаанскую пришли в пустыню Фаран, Моисей получил повеление от Бога послать 12 человек, по одному из каждого колена в качестве соглядатаев, обозреть Обетованную землю и удостовериться в положении и плодородии ее и доставить ему сведения об этом. Халев и Иисус Навин находились в числе 12-ти соглядатаев. После 40-дневного пути и по обозрении Ханаанской земли они возвратились к израильтянам, взявши с собой, как им то было велено, несколько наиболее выдающихся произведений почвы, служивших живым доказательством ее плодородия, именно: принесли с собою виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблоков и смокв (Чис. ХIII, 24). Все соглядатаи единогласно дали показание, что страна, которую они обозревали, чрезвычайно плодородна; но десять из них утверждали, что жители в оной многочисленны и исполинского роста. Последнее известие привело в ужас стан Израильский: поднялся вопль и плакал народ во всю ту ночь, с ропотом на Моисея и Аарона, говорит свящ. историк (Чис. XIV, 1). Халев видел потрясающее действие этого известия на народ, и предложил ему немедленно двинуться и овладеть страной, вполне уповая на то, что Господь Бог верен исполнить Свое обещание, как бы ни были многочисленны и страшны враги Израиля. Десять соглядатаев продолжали упорно распространять в народе свои рассказы о силе соседей, и вот народ, поддавшись чувству панического страха, мгновенно забыл все чудеса, явленные над ним от Господа, и говорил: Не лучше ли нам возвратиться в Египет? (Чис. XIV, 3), для чего нужно было ему удалить Моисея и Аарона от управления и избрать старейшину. В этом критическом положении Халев и Иисус Навин сокрушались о безрассудстве и ослеплении сынов Израилевых, уверяли, что земля Ханаанская необыкновенно хороша, и плодородна и красива, и что если они последуют указаниям Божиим и безбоязненно выступят вперед против жителей Ханаана, то легко одолеют их и вполне овладеют страной.Несмотря на сие сыны Израилевы так сильно возбуждены были речами 10-ти соглядатаев, что вознамерились было побить камнями Иисуса Навина и Халева. Возмутительный образ действий израильтян прогневал Господа, и Он произнес над ними грозный суд, — всякий Израильтянин, имевши более чем 20 лет от роду, за исключением Халева и Иисуса Навина, умрет в пустыне прежде чем войдет в Обетованную землю. Затем они получили повеление от Господа снова возвратиться к Чермному морю. Суд Божий не замедлил открыться над возмутителями народа: они тотчас же были поражены смертью. Евреи же хотя и сознались в своем грехе против Бога, несмотря однако на запрещение Моисея и вопреки воле Божией, вставши рано по утру, пошли на вершину горы с упорным намерением самим силою пробиться в обещанную им землю. Тогда хананеи, жившие на горе той, отразили их и прогнали от своих пределов, так что евреи должны были возвратиться в свой стан (Чис. XIV, 29, 32, 34). Сорок пять лет после того, когда Обетованная земля была уже вполне завоевана и была разделена между коленами Израилевыми, Халев, уже восьмидесятипятилетний старец, обратился к Иисусу Навину с требованием себе удела, напоминая ему обетование Божие, и просил себе в качестве удела в Обетованной земле Кириаф-Арбу, в которой жили сыны Енаковы, в больших укрепленных городах; может быть, прибавил к своей просьбе Халев, Господь будет со мною, и я изгоню их, как говорил Господь (Нав. XIV, 6-12). И действительно, он взял и покорил Кириаф-Арбу, и затем пошел с израильтянами на Кириаф-Сефир, другую крепость, названную впоследствии Девиром. Здесь он предложил выдать дочь свою, Ахсу, замуж за того, кто возьмет эту крепость. Его племянник, Гофониил, вызвался исполнить эту задачу, и по взятии крепости получил обещанную награду (Чис. ХIII, 14, I Цар. XXX, 14). О кончине Халева ничего не известно. О личности Халева сам Господь свидетельствовал в кратких, но выразительных словах в кн. Числ: Раба Моего Халева, говорит о нем Господь, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее (XIV, 24).Это был поистине муж энергичный, верующий и решительный, храбрый между робкими, уверенный среди маловерных. Рука его никогда не ослабевала в неизменном уповании на помощь Божию, и его сердце постоянно было преисполенно надеждою на благость, всемогущество и праведность Иеговы. Из потомства его свящ. историки поставляют на вид дочь его, Ахсу (Нав. XV, 16, Суд. I, 12), правнука его, художника Веселиила (I Пар. II, 20, Исх. XXXI, 2), и не менее известного, жившего в царствование Давида, потомка его — богача Навала (I Цар. XXV, 3);б) (I Паралип. II, 18-19) — Халев, сын Есрома, сына Фареса, сынА Иуды, сына патриарха Иакова, имевший двух или трех жен, двух наложниц и многочисленное потомство;в) I Цар. XXX, 16. Под именем Халева в означенной цитате разумеется земля, в области Иуды, принадлежавшая Халеву близ Хеврона.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия Брокгауза
Халев (евр Калев, "кусающийся", "защищающийся" или "собака"): 1) израильтянин из колена Иуды, сын Есрома, брат Иерахмеила (1Пар 2:18-20,42-50) От Ефрафы, на к-рой Х женился после смерти своей первой жены Азувы, у него остался сын Хур (в Синод пер чаще - Ор), соратник Аарона...

Поделиться:

Реклама