Хайек - это...

ХАЙЕК (Hayek) Фридрих Август фон (1899-1992) - австро-английский экономист и философ, один из основоположников неоавстрийской школы в политической экономии, классик современного либерализма С 1918 учился в Венском университете, где изучал право, экономику, философию и психологию Доктор права (1921) и доктор политических наук (1923) В 1927-1931 директор Австрийского института по исследованию конъюнктуры В 1931-1950 - профессор политической экономии и статистики Лондонской школы экономики С 1938 - гражданин Великобритании В 1950-1962 - профессор социальных наук и этики Чикагского университета В 1962-1968 - профессор экономической политики Фрейбургского университета (ФРГ) С 1969 - профессор-консультант Зальцбургского университета (Австрия) В 1974 X был удостоен Нобелевской премии по экономике (совместно с Г Мюрдалем) "за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений" Основные сочинения: "Дорога к рабству" (1944), "Контрреволюция науки" (1952), "Закон, законодательство и свобода" (тт 1-3; 1973, 1976, 1979), "Пагубная самонадеянность Ошибки социализма" (1988) и др В первые годы научной деятельности X занимался преимущественно проблемами теории денег, капитала и экономического цикла Встревоженный распространением социалистической идеологии до и во время Второй мировой войны, он сделал основной темой своих работ полемику с различными проявлениями этой идеологии, под влиянием которой, как признавался сам X, он находился в юношеские годы Предпринял попытку показать принципиальную неосуществимость целей, провозглашаемых приверженцами социализма и невыполнимость программ, предлагаемых для реализации этих целей С экономической точки зрения, кардинальное преимущество рыночной системы перед плановой X усматривал в способности первой из них посредством ценового механизма использовать такой объем информации, получение и переработка которого невозможны в рамках системы централизованного планирования Следствием этого считал неспособность плановой экономики обеспечить соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, достичь сколько-нибудь приемлемого уровня эффективности С политической точки зрения, последовательное осуществление принципов планирования, по X, неизбежно приводит к тоталитаризму План предполагает жесткую иерархию четко определяемых целей, установление которой требует недостижимой в реальности степени общественного согласия Поэтому планирование обязательно сопровождается применением мер принудительного характера, ограничением и, в перспективе, ликвидацией правового порядка, проникновением государства во все сферы общественной жизни Если, согласно принципу "невидимой руки" А Смита, индивид, руководствуясь своекорыстными интересами, способствует общественному благу, даже не имея в виду такой цели, то в данном случае все происходит наоборот: государство, стремясь к общественному благу, вопреки своим намерениям ущемляет интересы индивида По X, тоталитаризм является неизбежным следствием попытки переноса на общество принципов, по которым функционируют тназ "сознательные порядки" - организации типа фабрики или армии и создаваемые с заранее определенной целью по соответствующему плану Однако развитие общества в целом представляет собой сложный процесс эволюции и взаимодействия "спонтанных порядков" - социальных институтов, моральных традиций и практик, складывающихся без чьего-либо замысла и не поддающихся координации из единого центра Типичные примеры "спонтанных порядков" - рынок, право, язык, мораль Координация деятельности индивидов в рамках "спонтанных порядков" осуществляется путем соблюдения универсальных правил поведения с одновременным предоставлением индивиду определенной сферы автономии Гарантиями такой автономии, позволяющей использовать "рассеянное знание" - многообразие знаний и навыков отдельных людей - являются институты индивидуализированной собственности и частного предпринимательства, политическая и интеллектуальная свобода, верховенство права Широкое распространение этих институтов, согласно X, стало результатом " эволюционного отбора, обеспечивающего, как оказалось, опережающий рост численности и богатства именно тех групп, что следовали им" На протяжении всей своей научной деятельности X выступал против государственного вмешательства в экономику, оставаясь одним из убежденнейших сторонников либерализма Продолжительное время его взгляды расценивались как старомодное чудачество И лишь с середины 70-х последовал значительный всплеск интереса к его творчеству


Поделиться:

Реклама