Хайдеггер - это...
ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889-1976) - немецкий философ, один из крупнейших мыслителей 20 в Учился в гимназии иезуитов в Констанце, в университете Фрей-бурга слушал теологию, естественные науки, философию Среди мыслителей, оказавших влияние на становление X как философа, - Августин, Лютер, Кьеркегор, Гегель, Шеллинг, Ницше, Гуссерль В 1914 X опубликовал докторскую работу "Учение о суждении в психологизме", в 1916 - диссертацию "Учение Дунса Скота о категориях и значении" После защиты диссертации - доцентура под руководством Риккерта и ассистирование у Гуссерля В 1927 появился главный труд X "Бытие и Время" ("Sein und Zeit"), где X ставит вопрос о смысле бытия - вопрос, который был забыт в последекартовской философии Прояснение смысла бытия ведется путем прояснения смысла самого вопрошающего, те существа человека, которое X определяет как Dasein ("здесь бытие", "вот-бытие", "чистое присутствие до вещных определений") и характеризует изначальной захваченностью, принадлежностью (отнесенностью к) бытию: Dasein онтологич-но, оно всегда уже вращается в определенном смутном понимании бытия В то же времябытие становится доступным только через человеческое присутствие (Dasein) Методом обнаружения смысла бытия является, по X, феноменологический анализ ("Онтология возможна только как феноменология") в стиле Гуссерля, но исключая терминологию классической философии (понятия сознание, идея, субъект, объект, познание и тд) X пытается найти средства описания бытия экзистирующего сущего (Dasem) в самой структуре (модусах) этого бытия Самой существенной характеристикой Dasein является его конечность, временность, или темпоральность Целостность мира, связанность смысла бытия и временных структур экзистенции выражается в заботе (Sorge), которая объединяет три основных момента Dasein: 1) быть-впереди-себя (экзистенциональность); 2) уже-быть-в-мире (фактичность); 3) быть-при-внутримировом сущем X отмечает возможную двойственность временной ориентации: ориентация на настоящее, подчиняя себе прошлое и будущее, разрывает подлинную темпоральность, превращает ее в последовательный ряд моментов "теперь" Анализ погруженности в повседневность и описание экзистенционалов "болтовня", "любопытство", das Man показывают анонимность сознания, размытость различия между собственным Я и миром, между "мной" и "другими" Нацеленность на настоящее анонимна, в ней раскрывается не самость, а лишь несобственное Я, осуществляется стремление удержаться в наличном и избежать предстоящего (смерти) Напротив, нацеленность на будущее, где в соединении с прошлым достигается подлинное настоящее, не уклоняется от смерти (пред-стояния концу) и высвобождает собственное "бытие-к-смерти", осознание подлинной временности Такая структура заботы - возможность поворота к бытию Основой этого поворота выступает совесть, которая вызывает Dasein из анонимности, призывая его быть открытым бытию, достичь своей самости В начале 1930 происходит разрыв X с Гуссерлем и так называемый "поворот" (Kehre) С этого времени X сосредотачивает свое внимание на критике разума (деструкция метафизики) и на осмыслении бытия как истины и события В 1933 X, воодушевленный национал-социалистическим движением, принимает пост ректора Фрейбургского университета; в мае 1933 вступает в члены Национал-социалистической рабочей партии (где официально остается до 1945) Своей задачей X видит отстаивание университетской независимости, духовного мира и мышления как залога величия немецкого народа Однако уже в 1934, тяготясь зависимостью от нацистской политики и идеологии, X оставляет ректорство и целиком отдается преподаванию (курс лекций о Ницше) Работы 1936-1950-х X посвящает исследованию генезиса и критике метафизики ("Время картины мира" (1938), "Слова Ницше "Бог мертв" (1943), "Поворот" (1949), "Вопрос о технике" (1953) и др) Выстроенная иерархия в пользу трансцендентального мира вечных сущностей задает тон всему последующему западноевропейскому рационализму с его акцентом на сущее как таковое и "забвении" бытия в пользу сущего Наиболее ярко метафизическое основание проявляется в пределах Нового времени, в установке на опредмечивание сущего (операция пред-ставления) Пред-ста-вить - значит, по X, поместить перед собой сущее как нечто противо-стоящее, сделать его предметом и тем самым удостовериться в нем Порочность метафизики не только в "забвении" бытия, но и в невозможности увидеть сущность (истину) сущего, на которое метафизика и нацелена, так как место истины занимает достоверность представления, а идеалом усмотрения становится точность и строгость естествознания Метафизика изменяет существо человека, который в Новое время освобождается от всякой связанности с бытием и превращается в субъекта, в такое сущее, которое всему сущему задает меру и предписывает норму Подобное превращение, по X, ведет к эгоцентризму, антропологизму и самообожествлению Другим неизбежным следствием развертывания метафизики становится отчуждение человека от самого себя и бездомность, которая является судьбой всего западноевропейского мира Сущность метафизики обнаруживает себя во всех областях культуры: в науке, религии, искусстве, языке и в технике, главной силе современной эпохи Существо техники "постав" (Gestell) состоит в установке "выводить действительное из его потаенности способом по-ставления его как состоящего-в-наличии" Все сущее опредмечивается для поставляющего производства, втягивается в техническое распоряжение Человек изначально сам стоит внутри сферы "постава", поэтому "постав" правит и человеком: когда человек редуцирует себя до поставщика "наличного состояния", он сам воспринимается только в качестве последнего Захваченный "поставом" человек упускает себя, не может встретиться с самим собой и услышать голос бытия Обретение истины бытия и существа человека, считает X, возможно через язык (речь): "язык - это дом бытия", "существо человека покоится в языке" Критикуя современный неподлинный язык как формализованный, связанный логикой и грамматикой, X отмечает его прикладную задачу поставлять информацию Тем самым язык выступает орудием господства и активизма Чтобы обрести подлинный язык и снова оказаться вблизи бытия, человек должен научиться молчать Молчание дает слово самому языку и через него самому бытию Вместо многословия ("болтовни") X предлагает овладеть умением вслушиваться в произносимое (слышать бытие) Это достигается в феноменологической процедуре вслушивания, "внятия" в то, о чем и как говорит язык наедине с собой Утраченную связность с бытием X пытается восстановить, создавая свой собственный язык, который формируется на границе языка диалекта и языка мифа и целью которого является вопрошание о бытии С другой стороны, язык, в котором покоится бытие, это, прежде всего, язык поэзии, искусства Обращаясь к досократикам (Гераклиту, Анаксимандру, Пармениду), к поэзии немецкого романтизма (Гельдерлин, С Георге, Мерике), X показывает, как сквозь поэтическое мышление, сквозь произведение искусства просвечивает сущность вещи, осуществляется истина бытия как непотаенность Именно поэт (отмечает X в поздних статьях и докладах "Путь к языку", "Слово") способен приоткрыть тайну языка и дать возможность раскрыться истине бытия Среди мыслителей, на философское становление которых X оказал влияние, его непосредственные последователи (Гадамер), его критики (Ясперс, Карнап, Хабер-мас, Адорно) и отталкивающиеся от его мышления философы (Сартр, Деррида, Бланшо, А Глюксман, Рорти, Ш Шир-махер, Аренд и др)
Поделиться: