Кэрролл - это...
КЭРРОЛЛ (Carroll) Льюис (настоящее имя - ДОДЖСОН Чарльз Лутвидж) (1832-1898) - британский писатель, математик, один из творцов литературы "нонсенса" (англ, nonsense - бессмыслица) Священник (сан диакона - 1861), магистр математики (1857) Преподаватель оксфордского колледжа Крайст-черч Основные сочинения: "Конспекты по плоской алгебраической геометрии Чарлза Лютвиджа Доджсо-на" (1860), "Руководство для изучающих математику" (1864), "Приключения Алисы в Стране Чудес" (1865), "Сведения детерминантов" (1866), "Элементарное руководство по теории детерминантов" (1867), "Фантасмагория и другие стихи" (1869), "Сквозь Зеркало и Что там увидела Алиса" (1871), "Охота на Снарка" (1874), "Эвклид и его современные соперники" (1879), "Рифма? - Разум?" (1883), "Логическая игра" (1887), "Математические курьезы" (в двух томах, 1888 и 1893), "Сильви и Бруно" (1893), "Символическая логика" (1896) и др Сказочно-поэтическое творчество К, нашедшее воплощение, в частности, в историях для детей о приключениях Алисы, еще при его жизни подверглось самым различным смысловым расшифровкам, как в духе реконструкций эпизодов из биографии писателя, так и в ключе описания Оксфордских религиозных дискуссий 1840-1870-х Так, по мнению богослова Ш Лесли, символика Страны Чудес такова: Алиса - образ первокурсника-неофита, Белый Кролик - рядовой священник англиканской церкви, Герцогиня - представитель епископата, банка апельсинового джема репрезентирует традиционалистский протестантизм, золотой ключик - ключ Священного писания, двери в зале - английскую Высокую и Низкую церковь и тп Мир "Зазеркалья" же, согласно Лесли, может быть подвергнут даже персонифицированным интерпретациям: Труляля - Высокая церковь, Единорог - Конвокация духовенства, Траляля - Низкая церковь, Белая Королева - доктор Ньюмен, Белый Рыцарь - Гексли, Морж и Плотник - эссеисты и обозреватели, Черный Король - каноник Кингсли, Лев - Джон Буль, Бар-маглот - отвратный символ папства и тп Интеллектуализм 20 ст еще более усложнил спектр мыслимых подходов к декодировке насыщенных литературными реминисценциями и пародиями сказок К В них, например, стали усматривать: А Дикинс - пласт пародийной шахматной морали, содержащий сложную метафизическую философию христианского толка; А Эттелсон - систему закодированных изречений и слов Ветхого Завета; Р Брэдбери - идеальную модель холодного мира викторианской эпохи (Страна Чудес Алисы у К или "то, что мы есть"), противопоставленную человеколюбивому Изумрудному Городу (Страна Оз у Ф Баума или "то, чем мы хотели бы быть") и тд Выступая как результат эволюции элитарной европейской культуры 19 ст, обретения литературы "нонсенса" в версии К наглядно демонстрировали гармонию, потенциально присущую всякой несообразности; эвристический потенциал постижения граней и переходов между рациональным и иррациональным; катартический, очищающий характер бесчисленных логических интерпретаций и смеховых истолкований текстов, выступающих как самодостаточные игровые пространства ментального уровня Пространственно-временная организация ("хронотоп") сказок К - сложна и абстрактна: время (текущее как бы во сне) не соотносимо ни с психологическими самоощущениями героев, ни с разверткой их биографий; пространство - многомерно (плоскости сна, зеркального отражения и шахматной игры в "Зазеркалье"), сложно организовано и легко трансформируемо любым мыслимым образом Словоформный строй произведений К - компендиум языковых проблем: типичного несовпадения звука и смысла в словах; различения предметов, имен предметов и имен имен предметов; соотношения слов как неразложимых атомов и текста как макетного их единства и тд Так, Делез в контексте обоснования шизоанализа и исследования в этой связи так называемого "шизофренического языка" истолковывал "бессмысленные стихи" К как типичное "шизофреническое изложение": "Во всех произведениях К читатель встретит: 1) выходы из туннеля, предназначенные для того, чтобы обнаружить поверхности и нетелесные события, которые распространяются на этих поверхностях; 2) сущностное родство этих событий языку; 3) постоянную организацию двух поверхностных серий в дуальности "есть/говорить", "потреблять/предлагать" и "обозначать/выражать"; а также - 4) способ, посредством которого эти серии организуются вокруг парадоксального момента, иногда с помощью "полого" слова, иногда эзотерического или составного" Пример "эзотерического слова" у К, по оценке Делеза, - кэрроловский "снарк" (контаминация англ, shark - акула и snake - змея) Согласно Делезу, "шизофренический язык" К, явивший себой текстуальную объективацию представлений Гельдерлина об ипостаси языка как "знака, лишенного смысла", являл собой (наряду с поисками А Арто, Клоссовски и др) альтернативу "традиционным структуралистским" моделям поэзии Внутренняя логика творчества К органично достраивалась также и иными его исследованиями В трактате "Принципы парламентского представительства" (1884) К выстраивал аргументацию по принципу игры двух лиц с нулевой суммой, адекватное математическое выражение которой было осуществлено лишь в 1928 Дж фон Нейманом Произведения К, а также многочисленные философские, логические, психоаналитические, лингвистические и пр комментарии к ним сыграли значимую роль в эволюции главных философских направлений 20 в (см также: ЯЗЫК, ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ, ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ, ШИЗОАНАЛИЗ)
Поделиться: