Казни Египетские - это...

I
КЕ - наказания, к-рыми Бог подверг Египет, чтобы сломить упорство фараона и заставить его отпустить народ Израиля на свободу (Исх 7-12) КЕ подготовили см Исход израильтян из Египта В результате евреи смогли принять от Бога Закон, к-рый устанавливал порядок их новой жизни, опред Богом для избр Им народа Спасит и искупит деяния Бога, явленные в КЕ, в исходе, в даровании Закона, - это начало и основа нац и духовной истории народа Израиля В Библии постоянно звучит напоминание о том, что Господь вывел Свой народ "из земли Египетской силою великою и мышцею простертою" (4Цар 17:36) Он сделал это с помощью чудес (см Чудо), в к-рых открыл Свою см Власть Взгляд на КЕ как на Божье чудо является необходимой предпосылкой для их правильного понимания
II:
1) Бог много раз являл людям Свои чудеса Но даже если они воспринимаются только при условии веры (см Вера), крайне важно понять суть изменений, к-рые произошли после их свершения в познаваемой человеком реальности (см, напр, Ин 9:20; Мф 8:4; Лк 17:14) Не следует, однако, стараться найти такое "объяснение", к-рое позволило бы уйти от признания того, что в каждом чуде проявляется непосредств деяние Бога;
2) попытки объяснить КЕ природными особенностями Египта предпринимались неоднократно Так, говорилось, напр, объектами казни были опред животные (жабы), солнце и небо, именно потому, что египтяне почитали их как святыни и божества Была предпринята попытка разобраться, существует ли между казнями внутр связь, и то объяснить то, что вызывало споры у многих поколений исследователей Такая попытка была предпринята в книге: Greta Hort, The Plagues of Egypt, N69, (1957), N70, (1958) Ниже предлагается краткое изложение данной концепции
III
В назв выше исследовании предлагается такая временная последовательность и внутр связь между явлениями:
1) сильное наводнение, вызванное разливом см Нила, заполнило колодцы непригодной для питья водой, поэтому египтянам пришлось копать новые (Исх 7:21,24)Цвет воды, ставшей "как кровь" (ст 20), объяснялся большим количеством грунтовой взвеси красного цвета, к-рую Голубой Нил и Атбара принесли из Абиссинии Массовая гибель рыбы (ст 21) была вызвана, очевидно, большим количеством одноклеточных организмов класса жгутиковых (Euglena sanguinea или Haematococcus pluvialis) и болезнетворных бактерий, в результате чего "река воссмердела" Выделяя днем кислород, жгутиковые активно поглощают его ночью; недостаток кислорода ведет к гибели рыбы Уровень воды в Ниле повышается в июле - августе и понижается в октябре - ноябре О том, что первая КЕ внезапно прекратилась, в Библии не говорится Земля Гесем, где жили израильтяне, также не избежала этой казни;
2) гниение мертвой рыбы привело к активному размножению в болотистых местах болезнетворных бактерий, в тч и вызывающих сибирскую язву В результате жабы оказались изгнанными из своей среды обитания "и покрыли землю" (Исх 8:6) Будучи зараженными, жабы также погибали; их останки продолжали отравлять все вокруг Эта вторая казнь последовала через семь дней после первой (Исх 7:25);
3) третья казнь состояла в том, что людей и животных преследовали, мучая укусами, тучи мошек (евр киннам; Исх 8:16) Их размножению, видимо, способствовало большое количество водоемов и луж, оставшихся после разлива Нила Время этой казни - прибл октябрь - ноябрь; о ее внезапном окончании в Библии также не говорится;
4) неожиданное появление множества "песьих мух" (ст 24) и столь же быстрое их исчезновение - четвертая КЕ Тучи оводов - нередкое явление в тропиках и в субтропиках, климат же земли Гесем, к-рая не была подвержена этой казни, близок к средиземноморскому См также III,6;
5) массовый падеж скота египтян (Исх 9:3) - пятая КЕ; в то же время скот израильтян не пострадал Во время разлива Нила (май - декабрь) скот находится в стойлах, с начала января его выгоняют на пастбища Видимо, животные заражались сибирской язвой в тех местах, где лежали "груды" погибших жаб (Исх 8:14) В Гесеме разлив, а значит и время пребывания скота в стойлах, продолжается дольше; кр того, здесь нередки дожди - их воды могли очистить пастбища, смыв источники заражения;
6) шестая КЕ - это язвы "на людях и на скоте" (Исх 9:9), к-рые, судя по Втор 28:27,35 (ср Исх 9:11), прежде всего появлялись на ногах Вероятно, кожу египтян поражала сибирская язва, вызываемая укусами жигалки осенней (Stomoxys calcitrans) Это насекомое обитает в жилищах людей и в стойлах скота и жалит прежде всего в ноги В октябре - ноябре насекомые могли откладывать яички в гниющих остатках растений; в январе эти насекомые уже летали большими роями, заражая животных, в результате чего начался падеж скота;
7) седьмая КЕ - сильная буря с громом, молниями и градом (Исх 9:23 и след), обрушившаяся на Верхний Египет, но обошедшая стороной землю Гесем (ст 26) Лен, к-рый уже засеменился, и ячмень, к-рый выколосился, были побиты (ст 31) Не пострадали поздние зерновые, пшеница и полба В Верхнем Египте грозы случаются редко, но в любое время года; в Гесеме они, как правило, бывают только поздней весной и ранней осенью Сев льна обычно приходится на начало января, его цветение - на вторую половину месяца При сильном разливе возможна задержка сева на две-три недели, те прим до начала февраля К этому времени хорошо взошедший ячмень мог также пострадать от сильного града;
8) тучи саранчи, истребившей остатки зелени, - восьмая КЕ (Исх 10:4) Предыдущая дождливая зима, видимо, была особенно благоприятна для размножения саранчи Вост ветер обычно приносит тучи насекомых через Синайский полуо-в в долину Нила (ст 13);
9) трехдневная "густая тьма" (ст 22 и след), вероятно, была вызвана песчаной бурей (хамсином), какие случаются здесь в период с марта по май Очевидно, это была первая буря в году, к-рая подняла превратившуюся в пыль землю в тех местах, где растительность была уничтожена То, что Гесем оказался не затронутым, объясняется тем, что налетавшие с юга песчаные бури не достигали этих мест;
10) десятая КЕ - гибель всех первенцев, включая сына фараона, в ночь с 14 на 15 авива (конец марта - начало апреля; Исх 12:6,29) Теперь Израиль был отпущен, и израильтяне отправились в путь (ст 31-33)
IV
Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта след Последовавший после КЕ исход датируется 15-м днем авива (Чис 33:3) При таком подходе общая картина КЕ уже не воспринимается как искусств нагромождение внешне не связанных между собой катастроф; внутр связь событий, когда в первой казни заложены основы для послед, хотя они и не обязательно должны вытекать из нее, свидетвует об их естественном, природном происхождении


















Поделиться:

Реклама