Каввана - это...
КАВВАНА (иврит. "[святой] умысел", "внимание", "намерение") — в иудаизме — особая настроенность на молитву, сосредоточенное вникание в смысл произносимых слов и вкладывание в них особого чувства (Брахот 31а). Даже после окончательного оформления канонического текста молитв законоучители подчеркивали необходимость соответствующей душевной настроенности во время ее произнесения. Танна (см. Таннаи) Элиэзер бен Гиркан учил: "Когда ты молишься, знай, перед Кем ты стоишь" (Брахот 28б), ибо "молитва, читаемая без души, по установленным формулам, не может считаться молением" (Брахот 4:4). Таким образом, К. — своего рода "душа" молитвы. Еврейская традиция советует даже пропускать час молитвы, если нет соответствующей К.
Особое значение К., как и молитва в целом, приобретает в еврейской мистической традиции. Согласно Каббале, молитва обращена не прямо к трансцендентному Богу (см. Эйн-Соф), но лишь к Его проявлению в стадии эманации — к сфирот (см.; см. также Зоѓар). Поэтому, например, с молитвой о милосердии обращаются к эманации Бога в сфире (ед. число от сфирот) Любви и Милосердия — Хесед, которая под влиянием молитвы начинает действовать в земном мире. В связи с этим понятие "К." приобретает в Каббале магический оттенок. Кавванот — особые сосредоточенные мысли и одновременно концентрация чувства, с которыми выполняют ту или иную заповедь (см. Мицвот) или читают ключевые слова в молитве; при этом кавванот не обязательно связаны с контекстуальным смыслом слов, но имеют мистический эзотерический характер. К. может сопровождать выполнение каждой заповеди или чтение любой молитвы. В первом случае К. означает сосредоточенность мысли на каббалистическом значении каждого действия в момент его совершения. Молитва же творится независимо от такого внешнего действия и часто становится упражнением в технике самосозерцания. Каббала рассматривает молитву как восхождение человека к высшим мирам, как духовное странствие среди сфирот в целях проникновения в их иерархическую структуру и внесения собственной лепты в процесс тиккун ѓа-олам — "исправления мира", "реинтеграции миров". Согласно Книге Зоѓар, мистик проходит в молитве четыре стадии: тиккун себя самого, тиккун нижнего мира, тиккун верхнего мира и тиккун Божественного Имени (см. Тетраграмматон). Предметом молитвы и соответственно К. в Каббале служат внутренние миры и их взаимосвязи. Традиционный литургический текст понимается как символический язык, пользуясь которым каббалист повторяет сокровенные процессы Вселенной, понимаемые как лингвистические по своей природе. Онтологическая иерархия духовных миров раскрывается каббалисту в молитве как одно из многих Имен Бога. Это раскрытие Божественного Имени и является мистической деятельностью индивидуума в молитве. Он погружается в медитацию или сосредоточивает К. на определенном Имени, принадлежащем той сфире, через которую проходит его молитва. В ранней Каббале это было именование какой-либо из сфирот, а в более поздней, особенно Лурианской (см. Лурия),— это одно из мистических Имен Бога. По утверждению Йицхака Лурии, молитва заключается в притягивании Божественного света к буквам и словам молитвенника, чтобы этот свет мог вознестись к высочайшей ступени.
В хасидизме К. — размышление о тайнах Божественных сфирот — уступает место более эмоциональной связи с Богом, "прилепления" (см. Двекут) к Нему. К. выражает экстатический порыв души к Богу, пронизывающий все человеческое существо — не только на уровне духовно-душевном, но и телесном (отсюда — резкие импульсивные телодвижения, сопровождающие хасидскую молитву, особый молитвенный экстаз). Отдельные течения внутри хасидизма особенно настаивают на предельной искренности молитвы, которая должна идти от самого сердца, а потому быть спонтанной и обязательно связанной с К.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: