Кастанеда - это...

КАСТАНЕДА (Castaneda) Карлос (1896-1958) - латиноамериканский антрополог, автор ряда книг, посвященных изложению миропонимания мексиканского индейца яки До на Хуана Матуса, одного из (согласно К) Учителей человечества (Сочинения К: "Учение Дона Хуана: Путь знания индейцев яки"; "Отдельная реальность", "Путешествие в Ик-стлан", "Сказки силы" и др) Встреча состоялась в 1960 Сочинения К наглядно демонстрируют практически полное взаимное исключение подходов миропонимания мистика Дона Хуана, с одной стороны, и мировоззрения западного интеллектуала 20 ст После первого расставания и воссоединения Учителя и ученика (те К) Дон Хуан постулирует необходимость своеобразного и нетрадиционного взгляда на мир с целью его постижения: "Ты испугался и удрал из-за того, что чувствуешь себя чертовски важным Чувство важности делает человека тяжелым, неуклюжим и самодовольным А чтобы стать человеком знания, нужно быть легким и текучим" Эксперименты К на себе самом с психотропными растениями (прием галлюциногенов - пейота, дурмана Datura inoxia, гриба из семейства Psylocybe - был ошибочно принят К за основную методику миропостижения у индейцев яки), а также совместные попытки постижения основ колдовства исполняли роль (в контексте имплицитного понимания ситуации Дон Хуаном) лишь средства для высвобождения из инертных мировоззренческих, категориально-понятийных, логистических, двумерных пространственно-временных и пр тисков известного мира ("Ты считаешь себя слишком настоящим", - говорил Дон Хуан К) Несомненно более важной явилась, в частности, техники видения и "остановки мира", которыми владел, согласно К, Дон Хуан Видение у Дона Хуана не аналогично традиционалистскому смотрению Последнее предполагает истолковывание, оно - процесс мышления, в границах которого мысли об объекте весомее нежели истинное его видение В процессе же смотрения индивидуальное "я" замещается, вытесняется видимым объектом Обретается свобода от ига каких бы то ни было предзадан-ных оценок, комментариев и пр Мир, на который мы смотрим, по Дону Хуану, - это лишь одно из его возможных описаний Увидеть ЭТО (объект в собственной безграничной ясности превосходящий любые обозначения себя) - и означает постижение его скрытой бытийности Видение призвано заместить "думание" - дискретный поток мыслей индивида, инициируемых по поводу всего, чего угодно Сравнения в таком контексте бессмысленны - все вещи равно важны и неважны "Человек действия", по Дону Хуану, живет действием, а не мыслями о действиях Такой человек менее всего озабочен тем, что ему будет "думаться", когда действие прекратится Человек, созревший для "осуществления действий, не думая", - это человек знания, способный исполнить действие и исчезнуть, не обременяя себя мыслями о результатах "Чтобы стать человеком знания, - отмечал Дон Хуан, - нужно быть воином Нужно биться и не сдаваться, не жалуясь и не отступая до тех пор, пока не станешь видеть лишь для того, чтобы понять - ничто не имеет значения" Главный смысл таких оценок в том, что помимо мира наших восприятий правомерно полагание иных возможных миров, признание плюрализма наличного бытия Дон Хуан у К для изобажения архитектоники мироздания вводит понятия "тональ" и "нагваль" "Тональ" - все, чем человек является в собственном понимании; "регистратор" мира; все, что он способен описать (любая вещь, для которой у человека находится слово, относима к "тональ") "Нагваль" (вечный, неизменный и спокойный) - актуально и потенциально неописуемое, истинный творец мироздания (а не его свидетель), доступный для обнаружения лишь в состоянии элиминации собственных умственных убеждений Все "фрагменты" будущего "я" человека (телесные ощущения, чувства и мысли) до рождения индивида располагаются в нагвалеоб-разных "челноках", впоследствии их соединяет вместе "искра жизни" Родившись, человек сразу же теряет ощущение на-гваля и погружается в ипостаси тоналя В отличие от индуистского "Это", лежащего вне бытия людей, нагваль Дона Хуана может быть использован колдуном в своих целях, придавая человеку неизмеримые возможности Смысл данного учения сводим, вероятнее всего, не к описаниям невероятных способностей "посвященных" людей Дон Хуан К видит, что люди обманывают себя, давая имена миру, ожидая при этом, что он будет соответствовать их обозначениям, схемам и моделям; люди ошибаются, полагая, что человеческие действия конституируют мир, и что они и есть мир "Мир непостижим, а мы все время стремимся открывать его тайны Его же надо принимать таким, каков он есть - таинственным!"


Поделиться:

Реклама