Кардинал - это...

КАРДИНАЛ (от лат. "дверной крюк") — в католичестве — высшие духовные лица, занимающие в церковной иерархии место непосредственно за папой, выше архиепископов и епископов. Иногда именуются "князьями Церкви".

Такое положение К. приобрели постепенно. При Феодосии Великом слово "К." обозначало чиновника. С 5 по 11 в. К. именовались духовные лица, занимавшие постоянные места при определенных приходских церквах (не в селах), которые были прочно связаны со своими местами, "как дверь соединена с крюком, на котором висит". В то время как в других регионах титул К. исчезал, в Риме он приобретал все большее значение. Рим делился на округа, из которых в каждом была своя главная церковь, и ее настоятель назывался К. (вначале их было 7). Лишь в этих церквах совершались таинства.

К.-священники и К.-дьяконы Рима присутствовали в совете папы и принимали значительное участие в его избрании, когда выбор зависел от духовенства и народа, но считались еще ниже епископов. К.-епископов тогда еще не было, но епископы Римской метрополии принимали участие и в совете, и в выборе папы.

В начале 6 в. титул "К." стал означать "превосходительство", "преосвященство".

К 8 в. К. образуют привилегированный класс духовенства, принимая участие в совершении папской литургии и входя в состав Римской духовной администрации. По декрету, принятому в 769, лишь К. мог быть избран папой.

В 11 в. епископы Остии, Порто, Руфины (позже соединенной с Порто), Альбано, Сабинума, Тускулума (ныне Фраскати) и Палестрины (ныне Пренесте) были также названы К.

Важное значение в истории развития сана К. имел декрет Папы Николая II, изданный в 1059, в силу которого кардинальская коллегия получила право выбора папы. До Латеранского Собора 1179 этим правом пользовались лишь К.-архиепископы, но на этом Соборе это полномочие вернули всей коллегии К. (см. Конклав). При Иннокентии IV (1243—1254) К. получили место выше всех епископов и красную шапку, символически обозначающую, что они до последней капли крови, не боясь смерти, будут действовать "ради возвышения святой веры, ради мира и покоя народа христианского, ради умножения и благосостояния Святой Римской Церкви". Бонифаций VIII (1295—1303) дал им княжескую мантию, Павел II (1464—1471) — право иметь белую лошадь с красным покрывалом и золотыми поводьями. Пий V (1566—1572) в 1567 запретил именоваться К. тем, кто не получил этого сана от папы, а при Урбане VIII (1630) К. получили титул Eminentissimus, Eminentia, который носили духовные курфюрсты.

Число К. бывало различно (в 12 в. редко более 30, уменьшалось даже до 7) вплоть до 1586, когда, по декрету Папы Сикста V (1585—1590), оно было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников Христовых): из них 6 К.-архиепископов, 50 К.-первосвященников и 14 К.-архидьяконов. Иоанн XXIII (1958—1963) снял это ограничение и с тех пор количество К. превосходит 100.

К.-священники и К.-дьяконы носят титулы по именам римских церквай и капелл, при которых они числятся. В своих и подчиненных им церквах К. имеют епископскую юрисдикцию и, кроме того, много других привилегий.

К. назначаются исключительно папой сначала на тайном, потом на торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить К., — некоторое время не объявлять их имен, хранить их "у себя в груди", причем отсчет старшинства таких К. ведется со дня заявления папы о совершившемся назначении. В Новое время иностранцы, получившие сан К. по рекомендации своих правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались К. короны (Франция и Австрия, а также Испания и Португалия). К. вместе с папой образуют священную коллегию, деканом которой считается старейший К.-епископ. Образуя папскую консисторию, они помогают ему в важнейших делах. Для заведования определенным кругом дел из К. образуются комиссии, называемые конгрегациями. К. занимают известные должности папского управления.

Главные внешние отличия кардинальского сана: красная мантия, красная (во время траура и поста — фиолетовая) шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле "быть назначенным К."), кольцо, крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(от лаг. cardinalis - главный) - в иерархии католич. церкви второй после папы римск. цсрк. чин. К. назначаются папой с согласия консистории - собрания кардинальской коллегии - и являются его ближайшими советниками. Из К. на конклаве избирается папа римск.

Поделиться:

Реклама