Кант - это...
КАНТ (Kant) Иммануил (1724-1804) - немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая классическая философия Вся жизнь К была связана с городом Кенигсбергом (сейчас - Калининград), где он родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен В интеллектуальной биографии К традиционно различают 2 периода Первый из них - "докритический" - охватывает время с 1776 - даты написания первой работы (трактат "Мысли об истинной оценке живых сил") - до конца 60-х 18 в В сочинениях этого периода еще не выработан характерный для последующего времени принцип критики В центре философских интересов К в этот период находились вопросы философии природы и особенно космологии - происхождение и развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и тд Сочинения этого периода (главным из них является "Всеобщая естественная история и теория неба", 1755) пронизаны гносеологическим оптимизмом, уверенностью в способность постигнуть то, что обычно представлялось недоступным познанию Эпиграфом к творчеству этого периода могли бы стать слова самого же К: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир" Философия т наз критического периода может быть датирована 1770 - годом написания диссертации на тему: "О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира" Философия К этого времени состоит из трех основных частей: гносеологии, этики и эстетики (объединенной с учением о целесообразности в природе) Каждой из трех частей соответствует одна из трех фундаментальных работ К - "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения" Этот период потому называется критическим, что во всех сочинениях К исходит из следующего главного требования: каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание Тобр, разработке проблематики философии, морали и тд должна, по К, предшествовать гносеология, или критическое исследование познавательных способностей, на которые опираются все отрасли философии Философия К является критической философией или критицизмом, при этом само понятие критики в системе К обозначает: 1) точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания; 2) исследование границ, дальше которых в силу устройства самого нашего сознания не может простираться компетенция разума Метод проверки этих познавательных способностей и есть критический метод, или, как его еще называет К, трансцендентальный Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов - априорных (вне-опытных или доопытных) условий возможности познания Этой проблематике посвящена главная работа К - "Критика чистого разума" (1781, второе исправленное издание, 1787), в которой он и развивает свою концепцию научного знания Не оспаривая тот факт, что всякое знание начинается с опыта и передается органами чувств, К развивает положение о том, что познание должно дополняться логически-априорным моментом, или формальным фактором, который только и придает ему вид настоящего научного, всеобщего и необходимого знания Согласно К, воздействуя на нас, вещи не только дают нам многообразие ощущений - то, что составляет содержание познания, но одновременно пробуждают нашу внутреннюю активность, которая и придает знанию организованный, оформленный характер Эта независимая от всякого опыта познавательная активность и делает возможным познание опыта, придает ему всеобщий и необходимый, аподиктически достоверный характер Для К основным являлся вопрос о том, как возможно получение нового знания, и он формулирует его следующим образом: как возможны априорные синтетические суждения те те, которые расширяют наше знание и в то же время обладают искомым статусом общезначимости Будучи идеалом всякого знания, такие суждения не могут быть однако получены из опыта, а только - из чистого разума, априори Главной целью философии К и становится получение ответа на вопрос: благодаря чему и в какой мере можно достичь познания предметов посредством чистого разума? Этот вопрос становится тождественным вопросу об основании синтеза, ибо при "синтетическом суждении я должен иметь еще нечто другое (X) кроме субъекта, на что опирается рассудок, чтобы обнаружить предикат, который не заключен в субъекте" Вся структура "Критики чистого разума" построена, тобр, "чтобы распознать возможности чистых синтезов в соответствии с их источниками" При этом К последовательно отвечает на вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из трех видов знания - в математике, теоретическом естествознании и метафизике (философии) Одновременно он исследует общие всем людям познавательные способности с точки зрения их априорных форм - чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика) В трансцендентальной эстетике он обнаруживает априорные формы чувственности - чистые созерцания, с помощью которых разрозненные и не всегда отчетливые восприятия приобретают всеобще объективное значениеТрансцендентальное истолкование чувственности и ее форм позволяет ему показать, как возможны априорные синтетические суждения в математике Именно априорные формы - пространство и время - придают объективную значимость идеальным математическим конструкциям В трансцендентальной аналитике К исследует рассудок и его синтез с чувственностью и одновременно отвечает на вопрос об условиях возможности априорных синтетических суждений в естествознании; демонстрирует как осуществляется синтез уже организованной априорными формами (пространством и временем) чувственности с рассудочными предпосылками, которые сам рассудок обязательно присоединяет к чувственному материалу Эти предпосылки он называл чистыми понятиями рассудка или категориями, которые и представляют собой формы единства, прибавляемые к многообразию чувственности К насчитывает 12 таких категорий и объединяет их в 4 класса: количества, качества, отношения и модальности В трансцендентальной диалектике К исследует такую познавательную способность, как разум и в то же время отвечает на вопрос о возможности априорных синтетических суждений в метафизике (или решает проблему о том, как возможна метафизика как наука) В отличие от рассудка и его категорий, применимых лишь в границах опыта, разум восходит за его пределы и начинает, по К, рассуждать о мире в целом, о природе как бесконечности, о свободе и Боге, доводя синтез опыта до безусловной, тотальной законченности К вводит понятие "идей разума", которые и соответствуют его потребности восходить к безусловному и которым, как оказывается, нет адекватных предметов - аналогов опыта, т к безусловное единство, мыслимое в них, никогда не может быть найдено в границах этого опыта К настаивает тем не менее на важной роли этих идей как необходимых идеалов познания, регулятивов, направляющих познавательную и практическую деятельность человека В случае, если разум начинает делать свои идеи предметом непосредственного исследования, он впадает в противоречия с самим собой, которые выступают у К как антиномии чистого разума Старая метафизика, по К, потому и не могла претендовать на звание науки, что идеи разума она пыталась подвести под реальные опытные предметы Он считал, что в качестве науки метафизика возможна только через осуществление критического исследования чистого разума, те как наука, основанная на познании самого разума, его природы, источников, границ, чистых принципов и тд Она мыслилась К как состоящая из 3-х частей: 1) пропедевтики (трансцендентальной критики); 2) метафизики природы; 3) метафизики нравственности Но в действительности метафизика оказалась у К несколько деформированной - критическая часть заняла в ней господствующее место, метафизика нравов оказалась излишне эмпиричной, а метафизика природы - вообще неразработанной Этику К следует рассматривать и как результат, и одновременно как исходный пункт его теоретической философии, т к именно проблема человека и его свободы явились побудительным мотивом всего философского творчества мыслителя Замысел т наз метафизики нравственности возник у К еще в 60-е Написав "Критику чистого разума", он вновь возвращается к этике, которой посвящены "Основы метафизики нравственности" (1785), "Критика практического разума" (1788), "Метафизика нравов" (1797) В этике, как и в гносеологии, К занят поисками общезначимых, необходимых, вневременных, те независимых от смены общественных состояний, прогресса и тд законов человеческого существования, определяющих те или иные поступки людей В роли главного такого закона К формулирует т наз категорический императив или правило, определяющее форму морального поступка При этом К стремился строго отделить сознание нравственного долга от всех чувств, эмпирических склонностей к выполнению этого закона: поступок будет нравственным, если он совершен исключительно из уважения к этому закону Главными в этике для К было найти всеобщую форму нравственного поведения людей, исключающую саму возможность безнравственных поступков, зла и несправедливостей Эстетика К изложена в первой части его "Критики способности суждения" Согласно К, прекрасное есть то, что с необходимостью нравится всем без всякого утилитарного интереса, а только своей чистой формой, те это "незаинтересованное удовольствие", доставляемое созерцанием формы предмета Прекрасное у К во многом субъективно, и его оценка не может быть доказана, однако эстетическое суждение высказывается так, как если бы выражаемая в нем оценка имела всеобщее и необходимое значение Высшим видом искусства К объявляет поэзию, т к она возвышается до изображения идеала В своей философии истории К отказывается от теологического понимания истории и рассуждает в духе традиционных просветительских идей, объясняющих ее исключительно естественными причинами Большую роль в историческом процессе он отводит естественным потребностям людей, а также конфликтам между ними, которые, по К, и являются источником исторического движения человечества к своей великой цели - всеобщему правовому гражданскому обществу Важное место в социально-исторической философии К занимали также проблемы войны и мира, а также установления состояния "вечного мира" между государствами В трактате "К вечному миру" (1795) он подробно анализирует и формулирует главные средства достижения и сохранения мира Учение К представляет собой исходное звено в преемственном ряду систем философского идеализма, обозначаемых общим термином немецкая классическая философия (хотя само оно последовательно идеалистическим не являлось) Значение творчества К следует оценивать, имея в виду те достижения, которыми немецкая классическая философия обогатила развитие человеческой мысли В то же время следует отметить и личный вклад К в это развитие: 1 К впервые в истории философии обосновал творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления и деятельности, показав в предисловии ко второму изданию его "Критики чистого разума", что сами предметы в процессе человеческой деятельности вынуждены сообразовываться с человеческим познанием и его результатами, а не наоборот К гносеологически обосновал человеческую свободу, доказав, что человек в принципе способен производить новое - и в теоретической и практической деятельности Т обр, чисто теоретическая проблема о возможности нового знания оказалась проникнута у К глубоко гуманистическим пафосом 2 Разделяя в целом многие идеалы просветительского новоевропейского рационализма, К, вместе с тем, впервые четко обозначил проблему границ и условий человеческого познания, решительно поколебав притязания науки на универсальное знание и универсальные цели Эта тенденция получит затем мощный импульс к развитию в различных философских системах 20 века (философия жизни, феноменология, экзистенциализм и др) 3 Создав глубоко противоречивое, дуалистическое учение об источниках познания, К дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по-разному устранить эту половинчатость Дальнейшее развитие немецкой философии было связано, главным образом, с попытками создать целостный, полный идеализм совершенно чистой, в себе и через себя существующей философии Этот идеализм в специфической форме обогатил человеческую мысль грандиозными достижениями и оказал колоссальное воздействие на развитие новейшей философии и всей духовной культуры и истории 20 столетия
Поделиться: