Камю - это...

КАМЮ (Camus) Альбер (1913-1960) - французский философ, публицист, писатель, драматург Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957) Основные философские и литературно-философские работы: "Миф о Сизифе" (1941), повесть "Посторонний" (1942), "Письма к немецкому другу" (1943-1944), эссе "Бунтующий человек" (1951), роман "Чума" (1947), повесть "Падение" (1956), "Шведские речи" (1958) и др Философ экзистенциальной ориентации Особенности онтологии, гносеологии, философии истории, философии искусства определены постановкой и решением центральной для К проблемы: философского оправдания стоического, бунтарского сознания, противопоставленного "безрассудному молчанию мира" Творчество К - безостановочный философский поиск, который целенаправляется страстным переживанием за Человека, оказавшегося жертвой, свидетелем и соучастником трагического надлома времени и истории в 20 в К показывает, что жизнь в обезвоженном мире с необходимостью ведет к обожению человека, истории и нигилизму ницшеанского толка К в "Мифе о Сизифе" стремится ответить на вопрос: как, в чем найти надежду на позитивное бытие в мире, в котором религиозная надежда умерла? Постулируя изначальное мироощущение человека как абсурд, К исследует его как характеристику человеческого "бытия-в-мире", отчужденном и неразумном Одновременно он характеризует абсурд как границу осознанности и ясности понимания бытия Совмещение онтологического и гносеологического смыслов осуществляется в переживании мира человеком, выпавшем из обыденного течения жизни или истории Осуществившееся видение абсурдности бытия означает видение им своего человеческого удела Мужественная честность перед собой, героическая готовность к борьбе, трезвость оценки непосредственного опыта К противопоставляет самоубийству и "философскому самоубийству" (религии, мифосознанию, утопиям и тп) как вариантам ухода жизни и мысли от устрашающе-трезвого видения абсурдности существования Мысль К эволюционирует от провозглашения тотального бунта против всех богов, который выбирает абсурдный человек ("Миф о Сизифе") к представлению о том, что сохранить духовный мир человека и человечества с помощью нигилистической морали и философии невозможно (пьеса "Калигула") От состояния "все дозволено", ограниченного субъективным требованием полноты самоутверждения, - к пониманию угрозы самой культуре и цивилизации со стороны человека, утратившего шкалу ценностей К показывает, что абсурдный, бессмысленный мир без Бога порождает героев (совесть, дух, мужество) и тиранов (ложь, насилие, цинизм), с необходимостью требуя оценки бунта как состояния морального сознания, с одной стороны, и переосмысления "мира" как культурно-исторического процесса - с другой Недостаточность нравственной, социальной, исторической оправданности "бунта против всех" преодолеваются К в процессе переосмысления его конструктивно-деструктивных возможностей, в поиске критериев направленности бунтарского сознания человека в определении меры абсурдности мира В романе "Чума" К переходит к коллективной морали и стремлению обрести утерянное в трагедии "изгнания" (чумы) единство, радость общения Мир обретает смысл, который открывается только через осмысленный, направленный на изживание абсурдности мира, бунт Онтологизация бунта как целостной установки человеческой деятельности позволили К трактовать его в качестве инструмента, с помощью которого мир (историческая действительность, жизнь) теряет разрозненную бессвязность и обретает разумную целостность В "Бунтующем человеке" в анализе метафизического (философского) и политического бунта К движется от морального-нравствен-ной к социально-исторической обусловленности трансформаций бунтующего в абсурдном мире человека К обнажает условия перехода бунта как отказа от бессмысленности и жестокости в тиранию как примирение с жестокостью Именно слияние философского (метафизического) и политического бунтов ведет от человеческой солидарности, поиска общих смысложизненных ориентиров к абсолютизму, всезнанию, провиденциализму, террору В России такая трансформация была предподготовлена, согласно К, т наз "немецкой идеологией", "злыми гениями Европы" Гегелем, Марксом и Ницше, создателями современной 20 в формы государственного нигилизма Государственная идеология, опирающаяся на государственный террор, ликвидирующая свободу и миллионы жизней, исходит из релятивистского отношения к трансцендентным ценностям и абсолютизации прогрессистского доверия - к истории К предостерегал как мыслителей от пророческой позиции в мире, где идея способна трансформировать ткань истории, так и народы, которые делают эти пророчества идеологией своего бунта К находит ограничения бунта в самом человеке, вышедшем из страданий и вынесшем из них бунт и солидарность Такой человек знает о своих правах, выражает в бунте свое человеческое измерение и сознание неустранимости трагизма человеческого существования Протест против человеческого удела всегда обречен на частичное поражение, но он также же необходим человеку, как собственный труд - Сизифу Искусство для К служит средством спасения от нигилизма Оно не делает человека счастливым, но человек становится свободным, освобождаясь от иллюзий прогресса, обращаясь к собственной натуре, вглядываясь в несовершенство мира Анализа искусства у К движется от искусства как эстетического бегства от реальности к утверждению эстетики природы и идеалов всеобщности человеческого общения


Поделиться:

Реклама