Календарь - это...
I
Евр календарный год основан на годичном ЛУННОМ ЦИКЛЕ и состоит из 12 месяцев по 29 и 30 дней в каждом попеременно, что составляет 354 дня Подобные системы летосчисления были свойственны кочевым народам Следует отметить, что в евр языке сущ ходеш - "месяц" - имеет ту же основу, что и глагольная форма "быть новым" (о новом дне, о новой луне) С луной был связан праздник Новомесячия (1Цар 20:5; Ис 1:13, 14; Ос 2:11; Ам 8:5) Израильтянам был известен и егип способ летосчисления по СОЛНЕЧНОМУ ГОДУ, обусловленный сезонными полевыми работами и соответств ежегодными праздниками (см Лев 23:11,39,40; Неем 8:14-16) Солнечный год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом плюс 5 доп дней, что в сумме давало 365 дней Поскольку между лунным и солнечным годами было расхождение в 11 дней, возникала необходимость каждые 2-3 года согласовывать лунный календарь с солнечным, чтобы праздник Пасхи, к-рый приходился на 15-й день первого месяца, не отмечался раньше начала уборки урожая (Лев 23:10,15,16) С этой целью вводился дополнит месяц Но практика прибавления 13-го месяца, ве-адара (второго адара), известна ученым только со времени возвращения израильтян из вавил плена; в Библии об этом сведений нет
II:
1) со времени исхода из Египта и до конца вавил плена МЕСЯЦЫ в евр календаре именовались в соответствии с порядковым номером: первый, второй и тд (Исх 16:1; Чис 33:38; 3Цар 12:32; 4Цар 25:1,3,8,25; 1Пар 27:2-15; 2Пар 15:10) Но в Библии встречаются и более древние, употреблявшиеся еще хананеями, названия месяцев, производные от слов, обозначающих времена года, - авив, зиф, афаим и бул (см ниже) Остальные названия израильтяне заимствовали у вавилонян во время пребывания в плену В соответствии с заповедью (Исх 12:2; 13:4), началом года считался весенний месяцавив, или нисан От него отсчитывалось не только время проведения праздников, но и время правления израил царей Гражд, или хозяйств год, видимо, начинался осенью, в месяц тишри (Исх 23:16; 34:22; Лев 25:4,9,10), от него же исчислялось и время правления царей Иудеи (см Летосчисление, IV,1);
2) о том, что время правления иуд царей исчислялось с осени, свидет-вуют след места в Библии:
а)Иосия повелел восстановить храм в 18-й год своего правления (4Цар 22:3 и след) Затем была найдена книга Закона (ст 8 и след), после чего последовали ее публичное прочтение и заключение завета (4Цар 23:1-3), очищение храма от идолов и разрушение капищ в окрестностях Иерусалима (ст 4-14), в Вефиле и городах Самарии (ст 15-20) Вслед за этим, опять-таки в 18-й год правления Иосии, была совершена Пасха Господу (ст 21-23) Все эти события вряд ли могли произойти в короткий промежуток между 1-м и 14-м нисана, что говорит в пользу исчисления времени правления начиная с осени;б) согл Иезекиилю, исчисляющему годы плена с того времени, когда в 597 г до РХ в Вавилон был уведен см Иехония, падение Иерусалима произошло в 587 или в 586 г до РХ; 25-й год плена - это 14-й год от падения Иерусалима, следовательно, падение Иерусалима приходится на 12-й год плена (см Иез 40:1; ср 33:21) Год падения Иерусалима был, согл 4Цар 25:2, 11-м годом правления царя Седекии А тк вавил хроника сообщает, что Седекия начал править во втором адаре 597 г до РХ, то падение города в 4-й месяц(4Цар 25:3,4; Иер 39:2; 52:6) могло приходиться на 11-й год его правления только в гражд год (начинавшийся с месяца тишри), в свящ же год (начинавшийся с нисана) оно приходилось бы на 12-й год его правления (следует иметь в виду, что время от фактич вступления на престол до даты офиц начала первого года правления не учитывалось) Библ сведения о дате падения Иерусалима согласуются друг с другом только в том случае, если время правления Седекии исчислялось с осени (см расхождения относит даты падения Иерусалима - в 587 или 586 г до РХ);3)время правления царей отсчитывалось с осени, в то время как счет месяцев в году производился с весны до весны;
4) первым свидет-вом об исчислении года правления с осени являются сведения о строит-ве см Храма, продолжавшемся с зифа (2-й месяц) 4-го года правления Соломона до була (8-й месяц) 11-го года, те семь лет (3Цар 6:1,37,38) В случае же исчисления времени строит-ва по свящ календарю результат равнялся бы восьми годам То, время правления Соломона исчислялось уже по гражд календарю
III
Порядок проведения полевых работ описан в тн "Гезерском календаре" (ок X в до РХ) Сельскохоз год начинался с осени; при этом два месяца отводилось на сбор урожая оливок, два - на сев зерновых культур, два - на поздний сев, один - на теребление льна, один - на сбор урожая ячменя, один - на сбор урожая пшеницы и праздник Пятидесятницы, два - на подрезание виноградной лозы, один - на сбор летних фруктов
IV РАЗДЕЛЕНИЕ ГОДА НА МЕСЯЦЫ:
1) в месяце АВИВ, или НИСАН, было 30 дней (в европ календаре он соответствует периоду с середины марта до середины апреля) В память об исходе израильтян из Египта Господь определил для них этот месяц как первый месяц года (Исх 12:1,2; 13:4) После вавил плена название "авив" ("месяц колосьев") было заменено на "нисан" (Неем 2:1; Есф 3:7) В первый день этого месяца, как и в первый день всех других месяцев года, отмечался праздник Новомесячия (см Луна) Вечером 14-го нисана праздновалась см Пасха(Исх 12:18,19; 13:3-10) как начало праздника Опресноков, продолжавшегося с 15-го по 21-й день месяца (Лев 23:6) 16-го совершалось принесение Господу первых (см Первородство, первородный, II,3) весенних плодов (Лев 23:10-14) Ранние или поздние дожди (см Дождь) приводили к подъему воды в Иордане (Нав 3:15; 1Пар 12:15) Начинался сбор урожая: льна (Нав 2:6) и ячменя на прибрежных равнинах, ячменя и пшеницы - в долине Иордана Затем наступал засушливый период;
2) в месяце ЗИФ, или ИЯР, было 29 дней (середина апреля - середина мая) Во время этого "месяца цветов" (3Цар 6:1,37), в 14-й день, праздновалась тн малая Пасха для тех, кто не смог по к-л причинам принять участие в праздновании настоящей Пасхи (Чис 9:10-12) Повсеместно шла уборка ячменя (Руфь 1:22) и пшеницы, чему не могли помешать редкие в этот период дожди;
3) в месяце СИВАН было 30 дней (середина мая - середина июня) (Есф 8:9) В шестой день этого месяца праздновалась см Пятидесятница(Лев 23:15-21), или праздник Седмиц (Втор 16:9-11), называвшийся также праздником Жатвы (Исх 23:16,19) Начинался сбор урожая яблок и ранних смокв (инжира) Цветение олеандра возвещало о начале лета До октября прекращались дожди Преобладал сев-зап ветер;
4) в месяце ТАММУЗ (середина июня - середина июля) было 29 дней (Зах 8:19) В 17-й день таммуза соблюдался пост в память о разбитии Моисеем скрижалей завета (Исх 32:19) Жители горных областей приступали к жатве пшеницы Созревание первого винограда совпадало с наступлением летней жары;
5) в месяце АВ (середина июля - середина августа) было 30 дней (Езд 7:9) В 9-й день этого месяца соблюдался пост в память о разрушении Навузарданом храма (4Цар 25:8,9; Зах 7:3,5; 8:19) Начинался сбор урожая винограда, инжира и грецкого ореха Летняя жара усиливалась;
6) в месяце ЭЛУЛ (середина августа - середина сентября) было 29 дней (Неем 6:15) Это время позднего сбора винограда, гранатов, миндаля, фиников и олив Все еще стояла летняя жара;
7)месяцАФАНИМ (возм, месяц "постоянно текущих ручьев", те наводнений), или ТИШРИ, (середина сентября - середина октября) был свящ праздничным месяцем; в нем было 30 дней (3Цар 8:2) В 1-й день месяца отмечался праздник Труб (Лев 23:24 и след; Чис 29:1), к-рый позднее стал праздником Нового года (Рош-Гашана) В 3-й день соблюдался пост в память об убийстве Годолии (4Цар 25:25; Зах 7:5; 8:19); 10-й день месяца был великим Днем очищения (см День очищения) (Йом-Кипур; Лев 16; 23:26-32) С 15-го по 21-й день отмечался см Праздник Кущей (Суккот), самый радостный, сопровождающийся многочисл народными обрядами праздник израильтян Он устраивался в знак благодарения за получ урожай, а также в память о странствовании в пустыне (Лев 23:34 и след) Поэтому в дни этого праздника израильтяне жили в специально сооруж шалашах, или шатрах (см Шатер, шалаш, куща, хижина, храмина) Приносились в жертву Богу первые плоды винограда и масличных (Исх 23:16; Втор 16:13); 22-й день - "великий день" свящ собрания (Лев 23:36; Чис 29:35; Неем 8:18; Ин 7:37) Наступало время сбора урожая оливок и фиников Начинался сезон дождей, приступали к пахоте, севу и посадке различных культур (см Притч 20:4; Еккл 11:4);
8) в месяце БУЛ ("дождливый месяц"), или МАРХЕШВАН, (середина октября - середина ноября) было 29 или 30 дней Это "месяц ростков" или, возм, "месяц дождей" (3Цар 6:38) Производился сев ячменя и пшеницы, сбор урожая оливок в Северной Галилее, созревали зимние смоквы;
9) в месяце КИСЛЕВ (середина ноября - середина декабря) было 29 или 30 дней (Неем 1:1; Зах 7:1 - в Синод пер - "хаслев") Начиная с 25-го дня кислева восемь дней праздновался праздник Обновления - очищения храма (Ин 10:22) Наступала зима, шли дожди, в горах выпадал снег; собирали зимние смоквы, начинала прорастать трава;
10) в месяце ТЕВЕТ (середина декабря - середина января) было 29 дней (Есф 2:16 - в Синод пер - "тебеф") В 10-й день месяца соблюдался пост в память о начале осады Иерусалима Навуходоносором (4Цар 25:1; Зах 8:19) В этот самый холодный месяц года, когда нередки были снег и град(Нав 10:11), созревали апельсины, а долины пестрели цветущими ветреницей и маком;
11) в месяце ШЕВАТ (середина января - середина февраля) было 30 дней (Зах 1:7) Это время цветения миндаля и персиковых деревьев Наступали теплые дни;
12) в месяце АДАР (середина февраля - середина марта) было 29 или 30 дней (Езд 6:15; Есф 3:7) В 14-й и 15-й дни месяца отмечался праздник см Пурим в память об избавлении евреев (Есф 9:20-28) В это время гремели частые грозы и шли дожди с градом; начинался период поздних дождей, от к-рых зависел будущий урожай Шел сбор урожая цитрусовых;
13) ВЕ-АДАР, те второй адар, вводился только в високосный год
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: