Какабадзе - это...

КАКАБАДЗЕ Зураб (1926-1982) - грузинский философ, культуролог, поэт В 1950 окончил философский факультет Тбилисского университета, в 1953 там же аспирантуру, там же и работал С 1958 до конца жизни заведовал отделом эстетики в Институте философии АН Гр ССР Учился у Ну-цубидзе, СБ Церетели, Бакрадзе и др К стал аспирантом, другом и преемником последнего Широкий резонанс вызвала работа К "Проблема "экзистенционального кризиса" и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля" (1966) Известен также работами "Человек как философская проблема" (1970) и "Феномен искусства" (1980) Круг основных интересов К очерчен двумя фундаментальными темами: культура и философская антропология, одним из "зачинателей" которой он и явился в рамках бывшего СССРК исходил из положения о специфической детерминации человеческой жизни прежде всего со стороны смыслов и значений культуры, соотносимых с целевыми механизмами человеческой деятельности, задаваемыми иерарархиями ценностей За иерархиями ценностей им усматривалась соответствующая иерархия бытия, "градуируемого" от небытия к "более-чем-бытию" Следующая ось анализа - соотношения пониманий бытия эпохой и пониманий бытия конкретными субъектами, человеком При этом основная детерминация человеческой жизни идет не из прошлого и исходит не из настоящего, а из "точки" абсолютного бытия Это детерминация посредством свободы, считает К Сущность свободы заключается в способности преодоления инерции фактического бытия, открытия себя для абсолюта К констатирует исчерпанность субъект-объектной схемы для понимания современных социокультурных процессов и показывает тот кризис, к которому привела основанная на этой схеме европейская концепция "бытия-в-природе" К предлагает концепцию "бытия-в-качестве-природы", в которой человек как бы "помогает" природе реализовать самое себя, так как ее "собственно-первоначальный строй вовсе не случаен и не бессмысленен" В отношении же специфики современной социокультурной ситуации утверждается приоритетность индивидуального начала, также выпадавшего из классических схем анализа Индивидуальность есть различимость Неразличимость означает повторяемость, повторяемость - заменимость, заменимость же разрушает связь людей - "если я одного могу заменить другим, то ясно, что ни один из них, по существу, не связан со мной" Основной же принцип бытия - в мире - это следование должному, но не просто как возможному, а как требуемому возможному, те как соответствующему "универсально-объективной тенденции бытия" Личностное требует единения с универсально-объективным Однако человеческая природа изменчива, а сам человек склонен к самообману либо в самопознании, либо в гипертрофированно понимаемом "интересе" (в частности, классовом) Поэтому столь важно видеть себя всегда на фоне других, те на фоне иных возможностей бытия ("иначе-бытия"), что возможно лишь при условии свободы человека и возможности занятия им рефлексивной позиции, те при "стоянии на самом себе как данном решении" в конкретном поступке, "выходя за пределы объективного бытия" Основная ловушка при этом - самообман по поводу значимости собственного бытия Боясь несвободы, человек еще больше боится свободы Риск свободы (потеря почвы под собой и попадание в пропасть небытия) порождает склонность к отказу и бегству от нее Бытие равно заключает в себе эти две возможности - следования несвободе (необходимость как инерция) или следование свободе (необходимость самодвижения) Выбор всегда остается за человеком - или он остается в "данности", или приобщается к "бесконечности" Свободное поведение есть поведение, совершаемое при возможностях иного поведения Природа человека не сводима к его социальности "Совершенно безличные существа не могут организовать себя в виде общества" Если мы "теряем" личность в пользу общества, то мы теряем и (хотя бы частично) критерии для оценки этого последнего Отсюда основной принцип философии - принцип "Я-в-мире" Философия, исходившая из позиции отвлечения от собственного бытия философа и мерявшая человеческое бытие "категориями" (те по формам бытия абстрактного мира), прошла мимо человека Философия, ставшая на позицию "я-в-ми-ре", движется в направлении человека (философия жизни, феноменология позднего Гуссерля, экзистенциализм, ранний Маркс, французский структурализм как реакция на односторонне акцентированную свободу) Следуя по этому пути, философия должна стать самокритикой, включающей в себя критику эпохи, и утвердить себя как философскую антропологию


Поделиться:

Реклама