Кафоличность - это...
(от греч. katholikos - всецелый, универсальный) - термин впервые появился у св. Игнатия Антиохийского (Смирн.8.2) и стал обозначать Церковь в целом, охватывающую поместные общины. Кафолическая вера - вера в то, во что верили "все, всегда и повсюду" (св. Винцент Лиринский, V в.). На Западе термин "кафолик" зазвучал как "католик" и стал обозначать верность древнему церковному преданию и прямое преемство по отношению к апостолам; "католичность" - это "ортодоксальность", хранение неповрежденности традиционной веры. На православном Востоке, когда говорят о "кафоличности", тоже имеют в виду верность Преданию, преемство по отношению к апостолам и чистоту веры, но при этом особо подчеркивают, что по существу "кафоличность" - это единство всех верных Христу в Его Церкви - Теле Христовом, наполненном Духом Святым. Качество "кафоличности" не зависит от времени, места, исторических условий, оно - не от мира сего, но и не "потусторонне", а эсхатологично. Носителем кафолического духа, однако, не нужно считать церковное большинство. Напротив, в Церкви первого тысячелетия этот дух наилучшим образом выразился у Св. Отцов и Учителей Церкви. "В сложной, а иной раз и удручающей действительности церковной жизни, когда дряхлость ветхого Адама слишком часто заслоняет в наших глазах нетленность Адама нового, в исторической реальности Церкви надо, не уходя от этой реальности в "метаисторию", уметь различать богословскую и нетленную структуру "кафолика". Эта структура - структура становления новой, будущей твари - не есть что-то, совершенно чуждое человечеству" (В. Лосский). В русской религиозной философии о "кафоличности" чаще говорят как о "соборности".
Поделиться: