Кафедральный собор в Гнезно - это...

...Это было очень давно, сотни лет назад. Спасаясь от набегов кочевников, славянский народ отправился на поиски земли, где он мог бы поселиться и зажить мирной жизнью. Вели славян три брата-князя — Лех, Чех и Рус. Долгим был их путь. Дни проходили за днями, весна сменяла зиму, а осень — лето. Люди пробирались через дремучие леса — столь густые, что иногда путь приходилось прорубать топорами, переправлялись через быстрые реки...

Но вот пуща постепенно начала редеть. Деревья расступились, и в лучах вечернего солнца перед усталыми людьми открылась неширокая речка, серебрившаяся посреди прекрасной зеленой долины, окруженной холмами. На их склонах то тут, то там поднимались могучие дубы, в ложбинах поблескивали спокойные воды озер. А высоко в небе кружил, распластав крылья, белый орел.

Зачарованные этой внезапно открывшейся картиной, славяне остановились. Какая-то птица, вспугнутая людьми, выпорхнула из зарослей. Завидев добычу, орел камнем упал вниз — и птица забилась в его когтях. Совершив широкий круг, орел опустился на большой одинокий дуб, стоявший на вершине холма. Здесь было его гнездо, и птенцы встретили его радостным клекотом.

Тогда князь Лех воткнул свой меч в землю и сказал: «Братья! Сам владыка громов, всезнающий и всевидящий Святовид, посылает нам этот знак! Мы построим свой город вокруг этого орлиного гнезда, и да будет отныне белый орел нашим гербом!»

Так был основан город Гнезно, или по-старославянски «Гнездно» (Gniezdno), — «гнездо», а белый орел остается с тех пор государственным гербом Польши. Потомков князя Леха стали называть лехитами, ляхами, а позже по названию самого крупного из лехитских племен — полян — весь народ стал именоваться поляками.

Старинные легенды рассказывают, что братья Леха — Чех и Рус — не захотели оставаться здесь. «Эта долина прекрасна, но нас много, как песка в этих озерах, — нас всех эта земля не прокормит», — сказал Рус. И братья ушли: Чех — на юг, в долину Влтавы, где стал родоначальником чешского народа, а Рус — на восток, к Днепру и Оке, и много лет спустя Нестор-летописец писал в «Повести временных лет», что древнерусские племена радимичей, живших по Днепру и Сожу, и вятичей, живших на Оке, Москве-реке и в верховьях Дона, происходят «от ляхов».

В наши дни ученые археологи сумели внести много важных уточнений в рассказы средневековых хронистов. Так, выяснилось, что славянское поселение на горе Леха — историческом центре Гнезно — появилось в конце VIII столетия. В эпоху становления польской государственности Гнезно являлся главным городом племени полян, отсюда начался процесс объединения лехитских племен. Расцвет Гнезно как столицы раннесредневекового польского государства относится ко времени правления князей Мешко I и Болеслава I Храброго, то есть на вторую половину Х — начало XI века. К 990—992 годам относится документ, в котором впервые упоминается название Гнезно.

Вероятно, уже в 70-х годах Х века в Гнезно была построена первая христианская церковь, в которой в 977 году была похоронена супруга князя Мешко I, чешская княжна Добрава (Домбровка). А спустя двадцать лет сюда привезли тело пражского епископа-миссионера Войцеха (Адальберта), убитого язычниками-пруссами в 997 году. Именно с его именем связано превращение Гнезно в духовный центр всей Польши.

Епископ Адальберт происходил из чешского княжеского рода Славниковцев, и его славянское имя было Войцех. Архиепископ Адальберт Магдебургский, возвращаясь из Киева в Германию и проезжая через город Либице, совершил миропомазание над Войцехом, дав ему имя своего небесного покровителя. Прославившийся годы спустя как миссионер и бесстрашный свидетель Евангелия, Адальберт-Войцех в 997 году был убит язычниками-пруссами. Спустя два года его останки были выкуплены польским князем Болеславом I Храбрым (992—1026) и перевезены в Гнезно. Канонизированный в 999 году, святой Адальберт стал небесным покровителем Польши (где он почитается под именем Войцех).

Над гробом святого Адальберта выросла польская церковь. В 1000 году император Священной Римской империи Оттон III совершил паломничество в Гнезно к мощам святого Адальберта. Визит проходил чрезвычайно торжественно. В эти дни собравшиеся у гроба епископа-мученика многочисленные представители духовенства в присутствии императора Оттона и польского князя Болеслава учредили в Гнезно первую польскую архиепархию, объединившую епископства в Кракове, Колобжеге и Вроцлаве. Первым архиепископом Гнезненским стал брат святого Адальберта Гауденций (его славянское имя — Радим).

Над гробом святого Адальберта родилось и польское государство — первый правитель объединенных польских земель, принявший титул короля, Болеслав I Храбрый короновался в 1025 году в Гнезненском соборе. И в дальнейшем, вплоть до 1300 года, здесь проходили коронации королей из династии Пястов: Мешко II, Болеслава II Смелого, Пшемысла II и Вацлава II Пшемыслида. Впоследствии столица Польши была перенесена в Краков. Утратив роль политического центра, Гнезно сохранил за собой звание духовной столицы страны. С 1418 по 1992 год архиепископ Гнезненский являлся примасом (главой католической церкви) Польши.

Вплоть до нашего времени Гнезненский кафедральный собор Взятия Девы Марии на небо (Успения Богоматери) остается главной святыней страны. Вот уже тысячу лет он стоит на горе Леха, и еще издалека видны две его изящные башни, увенчанные позеленевшими от времени барочными шатрами. Собор в Гнезно называют «Матерью польских церквей». Это и святилище, и исторический памятник, и собрание произведений искусства.

Строительство первого здания собора началось, вероятно, около 1000 года, в связи с созданием Гнезненской архиепархии. Скорее всего, это было даже не строительство, а капитальная реконструкция старой церкви времен Мешко I, в которой был погребен святой Адальберт. Его почитание быстро распространилось во всех славянских и германских землях. Киевский князь Изяслав прислал в Гнезно для гробницы Адальберта (в русской традиции — Войцеха) паллий (узкий шарф из овечьей шерсти — символ епископского сана), который для освящения в Рим отвозил сын Изяслава Ярополк.

Первое здание Гнезненского собора простояло недолго — чешский князь Бржетислав I, захвативший в 1038 году город, разрушил его, а мощи святого Адальберта вывез в Прагу (частично они были возвращены в Гнезно в 1090 г.). К 1064 году собор был восстановлен в романском стиле, но и это здание простояло недолго: в середине XIV века архиепископ Ярослав Богория Скотницкий начал сооружение нового здания собора в духе модной в ту пору готики. Эта постройка XIV—XV веков дошла до наших дней практически в неизменном виде, хотя за свою долгую историю собор не раз страдал от войн и пожаров.

После большого пожара 1760 года храм был восстановлен под руководством архитектора Эфраима Шрегера. Тогда он и получил нынешние барочные завершения башен. В годы Второй мировой войны и немецкой оккупации храм был безжалостно разграблен, а в боях весной 1945 года собор сгорел почти дотла. После реставрационных работ, длившихся полтора десятилетия — с 1945 по 1961 год, — храм приобрел свой современный вид.

Здание собора представляет собой трехнефную базилику. Его длина составляет 85 м, ширина — 42 м. К боковым нефам примыкают 14 сооруженных в XIV—XVII веках капелл (более ранние — готические, поздние — барочные), две сакристии, библиотека и зал капитула. Западный фасад обрамляют две башни высотой 63 м каждая. Фронтон между башнями — работа голландских мастеров первой половины XVII века, его украшает герб тогдашнего Гнезненского архиепископа Мацея Любиньского. На кровлях капелл — статуи польских святых и блаженных, выполненные в 1932—1936 годах скульптором Марцином Ружкой. В южной части здания установлены мемориальные доски, посвященные 1000-летию принятия Польшей христианства и 975-летию Гнезненской архиепископии. Рядом на постаменте стоит колокол «Блаженный Богумил» (1761 г.), поврежденный во время пожара собора в 1945 году.

Интереьер собора целиком выполнен в готическом стиле. Его харктеризует простота и строгость архитектурных форм. Самая старая часть собора — пресбитерий. Хорошо видно, что его опоры и ребра сводов сложены из песчаника. В более поздних частях собора использован кирпич, a элементы декоративного убранства выполнены преимущественно из искусственного камня. Витражи в окнах, выполненные художницей Марией Повалиш-Бардоньской из Познани, посвящены ранней истории христианства в Польше.

Полукруглая арка с распятием (1430 г.) отделяет главный неф от пресбитерия, сердцем которого является алтарь с реликвиями святого Войцеха-Адальберта. Здесь на мраморном постаменте установлен серебряный барочный ковчег-реликварий с изображением лежащей фигуры святого в епископских одеждах. Реликварий выполнен в 1662 году гданьским золотых дел мастером Петером ван дер Ренненом. Шесть серебряных орлов, поддерживающих ковчег, — работа мастера Ганса Пауля Юнга. Четыре коленопреклоненные фигуры по углам ковчега символизируют четыре сословия средневековой Польши: рыцарей, горожан, крестьян и духовенство. Эти фигуры созданы в конце XIX века Владиславом Марцинковским. Внутри реликвария в старинном деревянном ларце (XII в.) покоятся фрагменты мощей святого Адальберта. О святом епископе-мученике напоминает и вмонтированная в алтарь готическая надгробная плита из красного мрамора, изображающая лежащую фигуру святого Адальберта в епископском облачении. Плиту изготовил в 1478—1486 годах гданьский резчик Ганс Брандт.

В пол пресбитерия вмурована мраморная плита с надписью «Домбровка». По легенде, она закрывает вход в крипту, в которой в 977 году была погребена княжна Домбровка — супруга князя Мешко I. Так или нет — неизвестно, однако подземелья Гнезненского собора действительно таят в себе много интересного. В ходе реставрационных работ 1950-х годов здесь основательно поработали археологи. Результаты их исследований превзошли все ожидания. Ученым удалось обнаружить следы древнего поселения, существовавшего на горе Леха около 400 года до н.э. и относящегося к так называемой латенской культуре, которую наука однозначно связывает с кельтами. Другим интересным открытием стали остатки славянского языческого святилища VIII века, существовавшего здесь до постройки первой христианской церкви. Хорошо сохранилось четырехугольное, обложенное деревом огнище размерами 80 x 100 см. Археологи нашли также остатки ранней церкви Х столетия и сменившей ее в XI веке романской постройки. Тщательно отреставрированные, они сегодня доступны для обозрения. В крипте можно видеть также многочисленные раннесредневековые надгробия XI—XII веков.

В XII столетии собор обрел свою самую большую драгоценность — знаменитые «Гнезненские врата». Точная дата их создания неизвестна. Одни исследователи считают, что врата изготовлены в первой половине XII века по заказу короля Болеслава Кривоустого (1102—1138). Другие датируют их 1175 годом. Как бы то ни было, все сходятся в одном: врата изготовлены мастерами из Гнезно и представляют собой один из важнейших памятников романской пластики в Европе.

Некогда врата украшали собой главный вход в собор, известный под названием «Porta Regia» — «Королевские врата». Сегодня в соборе можно видеть лишь их копию, а оригинал хранится в музее Гнезненской архиепархии.

«Гнезненские врата» состоят из двух створок, отлитых в бронзе и несколько отличающихся друг от друга по размерам. Размеры левой створки 328 x 84 см, правой 323 x 83 см, толщина обеих составляет от 1,5 до 2,5 см. Обе створки отлиты в технике потерянного воска, причем левая створка отлита целиком, а правая состоит из 24 частей. Отдельно изготовлены две массивные ручки в виде львиных голов. Лицевая сторона каждой створки разделена на 9 квадратов, в которых помещены барельефные сцены жизни и мученичества святого Войцеха-Адальберта, отделенные друг от друга полосками орнамента. На левой створке сохранилась плохо читаемая надпись: «ME FECIT ME... PETRVS» или «LVITINIVS ME FE[ci] T».

Гнезненский собор — настоящая сокровищница памятников искусства. Его часто сравнивают с музеем. Самые ценные памятники сегодня хранятся в сакристии (сокровищнице) собора, которая существует при храме с момента его основания. Ее коллекции включают в себя дары королей, епископов, дворян и людей всех сословий. Несмотря на все разрушения и грабежи, которым подвергался собор, бульшая часть сокровищ сохранилась до наших дней. Наряду с сокровищницами Ясногорского монастыря в Ченстохове и Вавельского собора в Кракове она принадлежит к числу крупнейших церковных собраний в Польше.

В годы оккупации немцы вывезли из Гнезненского собора все лучшие произведения искусства. Позже они были найдены американскими солдатами в соляных шахтах Граслебен под Брауншвейгом и возвращены в Гнезно. Памятники из соборной сокровищницы сегодня можно также увидеть в музее Гнезненской архиепархии.

Гнезненский собор — настоящий музей резьбы по камню. Среди многочисленных скульптур, рельефов, надгробных памятников и эпитафий — работы выдающихся мастеров: Вита Ствоша, Вильгельма Рихтера, Эрнста Шрёгера, Ганса Вишера Младшего, Яна Флоренчика, Томаша Доллабеллы, Бартоломео Берречи и многих других. В первой половине XVII века создан ансамбль барочных порталов, ведущих в капеллы. Большинство из капелл приобрели свои нынешние архитектурные формы после перестроек XVII—XVIII веков.

В капелле Святейшего Сердца Иисусова, в центральной части алтаря, находится сильно поврежденное готическое распятие. По преданию, перед ним молился во время войны со шведами в 1656 году польский полководец Стефан Чарнецкий. Во время молитвы на кресте появились капли крови, что было истолковано как промыслительный знак. Так и случилось: вскоре после этого Чарнецкий изгнал шведов из Польши.

Памятник кардиналу Стефану Вышиньскому, архиепископу Гнезненскому и главе польской церкви в 1949—1981 годах (установлен в 1984 г., автор — Вавжинец Самп из Гданьска), напоминает о пережитых Польшей тяжелых временах коммунистического правления. В эти годы кардинал Вышиньский стал символом сопротивления диктатуре. Под его руководством была разработана и воплощена в жизнь идея «замещающей функции» Церкви по нравственному воспитанию общества в условиях, когда государственные институты, призванные к подобной деятельности, пренебрегают своими обязанностями. Неоднократно подвергавшийся преследованиям и арестам, кардинал в духовном завещании простил своих тюремщиков и призвал народ бороться против коммунистического атеизма. Спустя семь лет Польша стала первой страной Восточной Европы, освободившейся от диктатуры.

В 1995 году собор в Гнезно был включен в число 15 важнейших памятников польской культуры. В наши дни его ежегодно посещают около 160 тыс. человек.


Определения, значения слова в других словарях:

Величайшие храмы мира
Краков — один из древнейших городов Европы, возникший около 700 года, древняя столица Польского государства. Высоко над городом возвышается массив Вавельского замка — старинная королевская резиденция, а у его подножия раскинулся город воинов, ремесленников, купцов... О начале...
Величайшие храмы мира
В Средние века Краков торговал со всей Европой, и на его улицах можно было встретить даже багдадских купцов и сарацинов. И, как в любом средневековом городе, центром Кракова была рыночная площадь — Главный рынок. И здесь, на площади Главного рынка, в начале XIV столетия вырос...
Величайшие храмы мира
Гданьск — Данциг... Польские морские ворота, средневековый город на Балтике, история которого чем-то напоминает историю «Города мастеров» в старом одноименном кинофильме. Века, как ветры с Балтийского моря, проносились над древним городом, и далеко не все творения рук...

Поделиться:

Реклама