Израиль - это...
Израиль (евр Йисраэл)
I
В Быт 32:28 (ср Ос 12:4) знач имени И истолковано как "борющийся с Богом" Этимология этого слова (имени) дает возможность переводить его как "Бог будет бороться, сражаться" или "Бог борется" Господь дал это имя праотцу Иакову после его борьбы с ангелом в Пенуэле (Быт 32:24 и след)СыновьяИакова вскоре стали называться сыновьями Израилевыми (Быт 46:8; Исх 1:1) Начиная от времен Моисея, слова "сыны Израилевы" (Втор 4:44), "дом Израилев" (Исх 16:31) или просто "израильтяне" (Исх 9:7), "Израиль" стали обозначать весь народ, происходящий от Иакова В подобном же значении эти наименования употреблялись и позднее - вплоть до раздела царства
II
После раздела единого царства на Северное и Южное (при Ровоаме и Иеровоаме) под И стало подразумеваться преимущ Северное царство, в отличие от царства Иуды Для того чтобы понять, в каком значении упот-реблено название "И", требуются дополнительные сведения к ряду мест Свящ Писания, особенно в книгах пророков Название "И" могло относиться ко всем 12 коленам Израилевым и после раздела царства на Северное и Южное Однако и до этого оно могло употребляться в качестве противопоставления Иудее, как, напр, в 2Цар 2:9 После падения Самарии и пленения 10 колен название "И" используется в отношении Иудейского царства (Ис 41:14; Иер 10:1); позднее им стали называть евреев, вернувшихся из вавил плена (Езд 9:1; 10:5; Неем 9:1 и след; 11:3) В этом значении слово "И" постепенно вытесняется словом "иудеи" (см Иудеи, иудаизм) (см НЗ), а само слово "И" употребляется только для отличения духовных наследников Авраама от иудеев как народа (Рим 9:6)
III
Назначение И (народа) состояло в том, что он должен был дать народам обетованного Мессию, Христа Именно это подразумевается в Быт 12:3, где рассказывается о том, как Господь призвал Авраама У горы Синай Бог возобновил завет, к-рый Он заключил с праотцами При этом большое значение имеет сказанное в Исх 19:5 и след Царем И был Сам Бог Он дал ему Свой Закон, предписал богослужение, говорил устами пророков и по наступлении полноты времени послал Своего единородного Сына, Который был изра-ильтянином "по плоти" То, что И отрекся от Христа, увидев в Нем своего врага и богохульника, послужило основанием для суда над израил народом, к-рый продолжается сегодня и будет продолжаться в будущем
IV
И - народ особого Божьего откровения Другие народы превзошли И в культуре и искусстве Так, финикийцы были лучшими в зодчестве, римляне - в управлении государством, греки - во всех областях культуры Миссия же И состоит в том, что этот народ - и только он - был народом Слова Божьего
V
Об историч развитии народа И см статьи о его царях, пророках и тд, а также статью "Война" и хронологические таблицы В данном разделе дается лишь краткое описание основных периодов истории И:
1) ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДА ИЗРАИЛЯ ДО ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА: порабощение израильтян фараонами, призвание Моисея, казни Египетские и переход через Чермное море;
2) ОТ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА ДО ЗАВОЕВАНИЯ ХАНААНА: заключение завета на гореСинай, 40 лет странствования по пустыне, завоевание вост берега Иордана при Моисее и зап - при Иисусе Навине, а также распределение земли обетованной между 12 коленами;
3)ВРЕМЯ СУДЕЙ - ОТ ГОФОНИИЛА ДО САМУИЛА - отмечено ослаблением связей между израил коленами и распространением идолопоклонства В это искушение израильтян ввели хананеи: несмотря на повеление Господа, они не были полностью изгнаны из земли обетованной Бог вновь и вновь избавляет израильтян от чужеземного господства, ставя над ними судей (см Судьи);
4) ЕДИНОЕ ЦАРСТВО ПРИ САУЛЕ, ДАВИДЕ И СОЛОМОНЕ Самуил уступил желанию народа иметь царя, хотя это означало отказ от Бога как от Верховного Властителя Саул не справился с возложенной на него обязанностью быть ответственным за свой народ пред Господом Давид же был человеком, угодным Богу, и поэтому именно он получил обетование о Мессии При Давиде и Соломоне И пережил период своего наивысшего расцвета, но противоречия между коленами Иуды и Ефрема стали преддверием тех трагич событий, к-рые привели к закату царства Иерусалим становится политич и религ столицей И, что имело большое значение для будущего страны;
5) ДВА ЦАРСТВА - ИЗРАИЛЬСКОЕ И ИУДЕЙСКОЕ Более крупное Северное царство, образованное десятью коленами, оказалось менее сильным, поскольку здесь была утрачена связь с храмовым богослужением В качестве его замены Иеровоам ввел поклонение золотым тельцам в Вефиле и Дане Множество царей сменяли друг друга на престоле, причем часто это происходило в результате заговоров и убийств Идолопоклонство в И особенно распространилось во времена Ахава Переменчивые надежды на Ассирию, Египет и Дамаск оказались трагическими политич просчетами Примечат, что Израильское царство достигло наивысшего расцвета - незадолго до своего падения и ассир плена (722 г до РХ) - при Иеровоаме II В 4Цар 17:7-23 указаны основные причины этого падения Преимущество же Иудейского царства заключалось в том, что Иерусалимский храм оставался средоточием его духовной жизни, а богобоязненные правители обеспечивали стабильность цар дома Давида Бог пощадил Иудейское царство, дабы исполнилось обетование, данное Давиду и его потомкам Но Божий суд исполнился, когда безбожие, перекинувшееся после гибели Северного царства на Южное, широко распространилось и здесь Иудейское царство оказалось причастным к уничтожению И (см Аса см Ахаз) Пророки обоих царств тщетно призывали народ обратиться к Богу;
6) ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО в 722-587 гг до РХ Реформы Езекии и Иосии не смогли остановить религ-нравств падения народа, предшествовавшего политич падению Иудейского царства Манассия, Амон, Иоаким и Седекия служили чуждым богам Идолопоклонство Манассии привело к разрушению Навуходоносором Иерусалима и храма Пророки Господа оказались правы, возвещая Божий суд, лжепророки были посрамлены;
7) ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН (587-538 гг до РХ), из к-рого в Иудею и Иерусалим возвратилась лишь часть народа;
8) ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ПЛЕНА ДО РАЗРУШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА РИМЛЯНАМИ (538 г до РХ - 70 г по РХ) В начале этого периода Палестина находилась под властью персов, сменившейся затем властью Александра Македонского После смерти этого завоевателя Палестина стала предметом спора между двумя династиями - сир Селевкидов и егип Птолемеев В результате восстания против сир царя Антиоха IV Эпифана образовалось иуд царство Маккавеев, или Хасмонеев, самостоятсти к-рого положил конец рим полководец Помпей в 63 г до РХ С этого времени начинается эпоха рим господства в Палестине Этот период стал временем прихода на землю Иисуса Однако евр народ, очистившийся в плену от идолопоклонства, но оказавшийся в плену у буквы Закона, не признал Христа Божьим Мессией Два восстания против рим господства привели к полной утрате гос самостоят-сти иудеев см Иудеи, иудаизм
VI
После того как Иудейское гос-во прекратило свое существование, вокруг И часто возникали споры о его предназначении в свящ истории и его отношении к христ Церкви Этот вопрос обсуждался и во времена НЗ, но особую остроту он приобрел в XX в в связи с возрождением Израильского гос-ва и возникшими в связи с этим политич проблемами Основополагающим при этом является тезис, изложенный в Лк 21:24: власть народов над Иерусалимом определена установленными для них сроками Говоря об избрании И, ап Павел пишет: "Дары и призвание Божие непреложны" (Рим 11:29) У И есть предназначение для будущего Чтобы смирить гордость христиан из язычников, Павел открывает тайну: "Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется" (Рим 11:25 и след)Будущее И среди народов земли связано с его всеобщим обращением ко Христу см Царство Божие
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: