Избрание, Избранность, Избирать - это...
I БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ
В Библии немало мест, где говорится об И, совершаемом людьми (напр, Исх 18:25; Ис 7:15), но в основном И представлено как деяние Бога:
1) И происходит до начала жизни (см Иер 1:5; Еф 1:4; 2Фес 2:13);
2) И всегда предполагает служение Библия знает только И, сопряж с определ предназначением Люди тоже выбирают себе партнеров и помощников (Исх 17:9) Но только Господь избирает и определяет, кто должен Ему служить Так, Корей и его сообщники гибнут в результате самонадеянных притязаний (Чис 16:5) Бог избирает Соломона, чтобы тот построил храм(1Пар 28:10) Бог избирает колено Левия для священнич служения (Втор 18:5)Иисус избирает двенадцать учеников для апостольского служения (Лк 6:13; Деян 1:2) Он "избрал и поставил" их, чтобы они "шли и приносили плод" (Ин 15:16)Павел стал "избранным сосудом" Господа для миссионерского служения всем людям на земле (Деян 9:15);
3) избирая человека, Бог исходит не из его природных достоинств или заслуг, поэтому Его выбор часто может показаться необоснованным Народ Израиля малочислен и к тому же "жестоковыен" (Втор 7:7; 9:6), но становится народом избранным Моисей был избран, несмотря на его косноязычие (Исх 4:10 и след), а Иеремия - несмотря на его молодость (Иер 1:6 и след) То же относится к И членов Церкви В соотв с 1Кор 1:26 и след, Господь и здесь избрал малое Он уничижает человеч тщеславие, чтобы "хвалящийся хвалился Господом" (1Кор 1:31);
4) Господь сохраняет верность Своим избранникам; даже народ Израиля, не принявший Христа, благодаря своему И остается возлюбленным народом Божьим (Рим 11:28) Но эта Божья верность не означает для человека вседозволенности; он остается зависимым от милости Божьей Тем более необходимо, чтобы верующие "делали твердым" свое И (2Пет 1:10), ибо Библия показывает, что человек в своем сопротивлении истине и в своеволии может отойти от Господа; за отпадение Бог карает человека и отвергает его (см Отвержение, отвергать) В этой связи следует отметить, что Саул(1Цар 31:4) и Иуда(Мф 27:5) покончили жизнь самоубийством, те в данном случае нить жизни разорвал не Бог, а сам человек
II НОСИТЕЛЬ ИЗБРАННОСТИ
В Библии повествуется о великих избранниках, игравших выдающуюся роль в осуществлении Божьего замысла
А ЧЕЛОВЕК
В ряду избранных по воле Божьей первым следует назвать человека Сотворение человека (Быт 1:26 и след)происходит в соответствии с извечно действующим Божьим замыслом Бог избрал человека среди всех Своих созданий и удостоил его высочайшей славы и чести Созданный "по образу Божию", человек занимает несравнимо более высокое положение, чем все другие Божьи творения (Пс 8:4-7) "Не много Ты умалил его пред ангелами" (МТ: "пред Богом" - ст 6), те "Ты создал его почти божественным существом" Человек избран и призван быть господином над всеми созданиями (Быт 1:28) Хотя человек в результате отпадения от Бога (Быт 3)утратил свое достоинство (Рим 3:23), Бог все же не желает отказываться от Своих намерений и продолжает считать его Своим избранником
Б ХРИСТОС
Христос Сын Божий, извечно пребывающий у Отца и разделяющий с Ним славу (Ин 17:5) как "избранный Божий" (Лк 23:35), "прежде бытия мира" был предопределен Отцом для того, чтобы примирить человека с Богом и сделать его новой тварью (2Кор 5:17 и след) Высшей точкой этого деяния стала смерть Сына на кресте Этим Бог проявил Свою любовь к людям Все верующие в Сына не погибнут, а обретут вечную жизнь (Ин 3:16)Спасение предлагается всем людям без исключения То во Христе Бог исполняет Свой замысел спасения (Пс 8:4-7; Евр 2:6-10)Сын Божий замещает на кресте все человечество Поэтому путь к Отцу, ведущий к восстановлению предназначения человека, пролегает только через Сына (Ин 14:6), никто не может спастись помимо Него Чтобы совершить спасение в Своем Сыне, Бог Отец избирает один народ, а из всех народов - особо связанное с Сыном сообщество - Церковь
ВНАРОД ИЗРАИЛЯ
Спасит деяние Иисуса Христа было подготовлено избранием Израиля народом Божьим (Ин 4:22; Гал 3:24) "Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Втор 14:2) Святость Израиля заключается не в нравств качествах народа, а только в его избранности: "Кого изберет Господь, тот и будет свят" (Чис 16:7) Предназначение избранного народа в свящ истории состоит в том, чтобы быть "царством священников и народом святым", чтобы возвещать на земле волю Господа и созданный Им порядок(Исх 19:5 и след) Бог избрал народ Израиля как глашатая Своего откровения другим народам То, и Христос должен был произойти из Израиля И израил народа началось с И Авраама (Быт 12; Неем 9:7) Чтобы руководить этим народом и указывать ему путь, Бог избирает отдельных израильтян в священники, судьи, пророки и цари (Втор 17:15; 1Цар 10:24) Бог Сам избирает дом, где Ему должны поклоняться (Втор 12:5; 2Пар 7:12,16) То, каждый благочестивый израильтянин должен восхвалять Бога за свою принадлежность к избранному народу (Пс 64:5);
Г ЦЕРКОВЬ
В то время как данные Израилю обетования еще ожидают своего окончат исполнения (Рим 11), из народов созывается и собирается Церковь Иисуса Христа Она представляет собой собрание святых, к-рых Бог призвал по Своей воле Господь заранее предопределил, что они обретут образ Его Сына (Рим 8:28 и след) Предопределение - это предварительное деяние Божье, к-рым Он предназначает определ людей (еще до их рождения) для обретения образа Христа и достижения Его славы (Ин 17:24; Гал 1:15 и след) Бог хочет, чтобы через этих избранных, через их святое преображение и священнич служение человечество познавало и славило Его (Еф 1:4-6; 2Фес 2:13; 1Пет 2:9) Церковь как тело Христово (1Кор 12:27 и др) - это тот орган, через к-рый Бог воздействует на грешный мир Только избранные, "познанные" Богом (2Тим 2:19), образуют Его тело Чтобы они смогли исполнить это жизненное предназначение, Господь наделяет их Своими дарованиями (см "всеоружие Божие" Еф 6:10-18 и см Дар, дарование); их путь может проходить через позор и страдания, но Бог дает им силы все преодолеть (Рим 8:35-39; 2Кор 4:7-11) "Никто не может похитить их из руки Отца" (Ин 10:29)
IIIУЧЕНИЕ О ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ К ИЗБРАНИЮ ИЛИ ОТВЕРЖЕНИЮ
Как следует относиться к учению Августина и ЖКальвина о предопределенности людей либо к вечному блаженству, либо к вечному проклятию? Свящ Писание выступает против подобных предположений На основании библ свид-в можно сделать вывод лишь о существовании тесной связи между И и спасением, но в Библии ничего не говорится о связи между И и проклятием Нек-рые вызывающие сомнения места в Рим 9 никоим образом не могут быть истолкованы как свидет-ва об И к проклятию В ст 11-13 говорится лишь об И Богом Иакова для определ предназначения Об Исаве сказано лишь то, что Бог его "возненавидел" только в отношении обетования, те лишил этого предназначения И ожесточение фараона (ст 17 и след) никоим образом не было предопределено Бог ожесточил правителя в его языч самомнении, чтобы показать на нем Свою силу "Сосуды гнева, готовые к погибели" (ст 22), и "орудия гнева" (Ис 13:5) - это люди, к-рым надлежит исполнить определение суда Свидет-ва существования извечного предназначения к проклятию нельзя обнаружить и здесь "Осудить" не значит "предопределить" Ап Павел нигде не говорит об окончат, безвозвратном отвержении грешников Бог никого не предопределяет к погибели, а только к благодати (Еф 1:4 и след; Рим 8:28 и след) То, предопределение либо к И, либо к отвержению не подтверждается Писанием Конечно, многие вопросы, касающиеся учения об И, остаются открытыми "Нам следует оставить Писание таким асимметричным, каково оно есть" (ЭБруннер) И в этом отношении справедливо утверждение о том, что наше знание остается частичным (1Кор 13:9) Мы твердо держимся веры в неогранич волю Бога, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим 2:4) см Свобода, свободный
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: