Иудеохристиане - это...

ИУДЕОХРИСТИАНЕ — самые первые христиане (см. Христианство), являвшиеся евреями — преимущественно из среды фарисеев (см. Перушим) — и продолжавшие после принятия учения Иисуса Христа (см.; см. также Йешуа ѓа-Ноцри) соблюдать предписания иудаизма. Христианство возникает первоначально как одна из иудейских сект, поэтому естественно, что первыми прозелитами были евреи. Если неофиты происходили из язычников (см. Язычество), что было редкостью в первые десятилетия существования христианства, то при приеме в члены нового братства они должны были сначала принять законы Моисея (см. Моше), т. е. предписания Торы (см.; см. также Мицвот). Однако постепенно число таких неофитов все более оттесняло И. на задний план, особенно после начала миссионерской проповеди и реформ Шауля (Саула) из Тарса — апостола Павла, не случайно получившего прозвище "апостол язычников". Ратуя за расширение христианской общины и провозглашая равенство всех христиан в Царстве Божьем — Царстве Мессии (см.; см. также Машиах), Павел создал предпосылки к образованию Вселенской Христианской Церкви (см. Вселенская Церковь). Проповедуя часто в синагогах Малой Азии, Кипра, Македонии, Греции, Павел стремился облегчить путь язычников в ряды христиан и утверждал необязательность соблюдения заповедей Торы во всей их полноте для прозелитов из язычников, особенно отпугивавших их заповеди обрезания и строгих законов кашрута. При этом он первоначально полагал, что все предписания Торы обязательны для христиан из иудеев, т. е. И., и лишь затем отменил их для всех христиан. Реформы Павла вызвали споры между И., настаивавшими на соблюдении предписаний Торы, и их противниками. Эти споры не прекратились и после упомянутого в Деяниях Апостолов (см. Новый Завет) Иерусалимского Собора (ок. 50 или 51), на котором было принято компромиссное решение, освобождавшее от законов иудаизма только прозелитов из язычников (Деян 15:13—21). При этом И. апеллировали к авторитету "столпов" первохристианской общины в Иерусалиме (см. Йерушалаим) — апостолов (см. Двенадцать апостолов) Петра (Симона; см. Петр) и Иакова Алфеева или, согласно другой версии, Иакова Праведного, брата Иисуса (некоторые богословы и исследователи отождествляют их). В частности, в Деяниях Апостолов приведены слова апостола Иакова, объясняющие, почему для прозелитов-язычников достаточно законов сынов Ноаха, или Ноя (см. Ноевых сынов заповеди), а для прозелитов-евреев — нет: "...я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, // А написать им, чтоб они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе: // Ибо закон Моисеев (см. Моше, Тора. — Ред.) от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу" (см. Шаббат. — Ред.) (Деян 15:19—21). Таким образом, компромиссное решение объясняется стремлением не отпугивать язычников, но также и нежеланием нарушать давно установившуюся к этому времени иудейскую традицию чтения и толкования Торы и исполнения ее заповедей. Вошедшее в канон Нового Завета Соборное Послание Иакова (см. Иакова Послание, Послания) обращено именно к И. Противники же И. апеллировали к авторитету Павла.

Решение Иерусалимского Собора привело к изоляции И., окончательно вытесненных из христианских общин диаспоры и сосредоточившихся в Иерусалиме. Они образовали так называемую Иерусалимскую Церковь, но после начала восстания против Рима (Иудейской войны 66—73; см. Танах), когда еще до осады Иерусалима Веспасианом в 68 И. в бежали в Заиорданье (в Пеллу), и разрушения Иерусалимского Храма (см. Храм), а затем внутренних брожений в нач. 2 в., община И. раскололась. Радикальное крыло И. составляли эбиониты, или эвиониты [см.] (от иврит. эвионим — "нищие"), прозванные так, потому что, следуя учению Христа, отказывались от своего имущества (возможно, о них — "нищие духом", т. е. нищие по своей воле, добровольно); вероятно, в их ряды вошли и некоторые из ессеев и кумранитов (см. Кумранские свитки), ибо известно об отсутствии у них даже личного имущества. Эбиониты требовали исполнения предписаний еврейского религиозного закона — Ѓалахи — от всех христиан в равной степени. Более умеренные именовались ноцрим, или назареи (назаряне), или назореи; первоначально так называли всех И., а в иудейской традиции (на иврите) до сих пор как ноцрим обозначают всех христиан (это название обычно связывают с городом Нацрат, или Назарет, но, возможно, оно происходит от иврит. назир — "аскет", "назорей"; см. Назорей). Назареи считали, что соблюдение всех иудейских мицвот необходимо для христиан из евреев, а для новообращенных из язычников — только основных, главным образом этических норм, обязательных для всего человечества (см. Ноевых сыновей заповеди). Этому соответствовала и различная христология двух течений И. Эбиониты видели в Иисусе земного человека, сына Марии и плотника Иосифа (см. Иосиф Обручник), пророка, возвещавшего приход Мессии; Павла они прямо называли лжепророком, глашатаем сатаны (см.; см. также Сатан). Назареи же, следуя концепции Павла, считали Иисуса Сыном Божьим (см.; см. также Троица). Однако, по-видимому, зачатие от Духа Святого (см. Троица) ставилось под сомнение всеми И. Дело в том, что на иврите, на арамейском и коптском языках Святой Дух — Руах ѓа-Кодеш — женского рода, т. е. обозначает женское начало, что подтверждает и обнаруженное в Египте коптское гностическое "Евангелие Филиппа" (см. Гностицизм, Евангелие). Как предполагают исследователи, догмат о непорочном зачатии мог возникнуть среди людей, не говоривших ни на иврите, ни по-арамейски, т. е. вне Земли Израиля (см. Эрец-Йисраэль); как известно, мотив чудесного рождения ребенка девственницей является архетипическим мотивом, широко и разнообразно представленным в языческих верованиях и мировом сказочном фольклоре и, безусловно, противоречащим иудейскому монотеизму.

К эбионитам, осуждавшим стяжательство и требовавшим общности имущества, примкнули не только многие из ессеев, но и члены секты последователей Йоханана ѓа-Матбиля — Иоанна Крестителя. В результате смешения ессейского и христианского учения во 2 в. возникла секта элксаитов, или элхасаитов, названная по имени ее основателя — некоего Элксая (Элхасая). Многие черты мировоззрения элксаитов соприкасались с гностицизмом, поэтому ее считали еретической (см. Ересь) как евреи, так и христиане. От элксаитов сохранился "Апокалипсис [см.] Элхасая".

После поражения восстания Бар-Кохбы в 135 и запрета иудеям вступать в Иерусалим, большинство назареев соединились в Иерусалиме с христианами их язычников в одну Церковь, избравшую себе епископа "от необрезанных" — Марка и существующую доныне (см. Иерусалимская Православная Церковь). Отдельные группы назареев существовали в разных местах еще в 4—5 вв., о чем сообщает Иероним, который именует их так же, как в Талмуде называются еретики — миним. Благодаря назареям Иероним познакомился с апокрифическим (см. Апокрифы) "Евангелием от евреев", или "Евангелием назареев", которое в свое время признавалось на уровне канонических Евангелий (см. Евангелие). Иероним отмечает, что "Евангелие от евреев" почиталось также эбионитами, которые, кроме того, особенно чтили Евангелие от Матфея (см. Евангелие, Матфей). Как предполагают, это каноническое Евангелие изначально было обращено к И. Один из Отцов Церкви, Ириней (2 в.), подтверждает, что к Евангелию от Матфея обращались все И. Евсевий Кесарийский в "Истории Церкви" (III, 39:1) приводит свидетельство епископа Фригии Папия Гиерапольского (сер. 2 в.): "Матфей записал изречения (логии) Иисуса на еврейском языке, а переводил их кто как мог". Возможно, именно переводчикам и редакторам принадлежат фрагменты, входящие в противоречие с воззрениями И. и самого Матфея (Матф 1:18, 20; 8:11—13; 26:34—46, 69—75; 27:24—25; 28:19). То, что Евангелие от Матфея было обращено к И., подтверждают и оставленные без перевода даже в греческом тексте ивритские слова (напр., ѓошана — осанна — Матф 21:9; рака — "пустой человек" — Матф 5:22 и др.), арамейские слова и выражения (например, слово маммона — "богатство" — Матф 6:24; предсмертные слова Иисуса — Матф 27:46; см. Евангелие), а также хорошее знание евангелистом иудейского Священного Писания (см. Танах, см. также Ветхий Завет).

Литература И. дошла лишь во фрагментах. Это прежде всего апокрифические евангелия, в том числе отрывок из "Евангелия от Петра", а также "Апокалипсис Петра", "Речения Иисуса" ("Оксихринские логии"; обнаружены в Египте), так называемые акты эбионитов и др. Исследователи относят к ней также вошедшие в Новый Завет Послание Иакова, Евангелие от Матфея и Апокалипсис, или Откровение, Иоанна Богослова, куда, как предполагают, позднейшие компиляторы внесли ряд интерполяций в духе учения Павла.

В начальный период среди И. были патриоты Иудеи, жаждавшие ее освобождения от гнета Рима: например апостол Симон Зелот (Зилот), или Канаит (иврит. каннаим — "зелоты"; см. Зилоты). По-видимому, взгляды зелотов во многом разделял и автор Апокалипсиса, традиционно именуемого Апокалипсисом Иоанна, или — в православии — Откровением Иоанна Богослова; он говорит о неизбежном возмездии Риму — "блуднице Вавилонской" (Откр 2:9) и обличает "тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы" (Откр 3:9). После бегства в Пеллу среди И. возобладало стремление отмежеваться от иудеев, от общей со всеми евреями судьбы. Так, они не принимали участия в восстаниях евреев против Рима в диаспоре (115—117), а также в восстании Бар-Кохбы (132—135) и интерпретировали еврейскую трагедию как возмездие за гибель Иисуса и неприятие нового учения. Поначалу евреи относились к И. неоднозначно: если саддукеи (см. Цадоким) ок. 62 или 63 предали суду и приговорили к побиению камнями главу И. в Иерусалиме — Иакова Праведного или Иакова Алфеева, то фарисеи (см. Перушим) выступили в его защиту, а также в защиту арестованных Петра и Иоанна (в частности, раббан [см.] Гамлиэль I [см.], или Гамалиил, — Деян 5:34). Они также были снисходительны к Павлу (Деян 23:6—9), представшему перед судом Синедриона (см. Санѓедрин). Дискуссии с И. вел рабби Йеѓошуа бен Ханания, но рабби Тарфон уже считал их хуже язычников (Тосефта Шаббат 13:5), а рабби Йишмаэль бен Элиша запрещал обращаться к ним даже ради спасения жизни (Авода Зара 27б; Тосефта Хуллин 2:22). Постепенно произошло полное отторжение И. от иудаизма, в котором они стали восприниматься как миним (еретики), а следовательно — неевреи, несмотря на еврейское происхождение многих из них (о взглядах иудаизма на связь происхождения и принадлежности к иудаизму, а также об отношении к евреям, принявшим другую веру, и к иноверцам, см. подробнее Еврей, Гой, Иудаизм).

Точно так же И. были отвергнуты Христианской Церковью как еретики (после 150). Однако некоторое время Отцы Церкви еще рассматривали их как "заблудших братьев", а не как еретиков. Так, в 4 в. Евсевий называет И. "обольщенными, но не оторванными от Господа". Возможно, влиянием И. объясняется то, что до Никейского Собора (325) христиане продолжали пользоваться еврейским календарем. В конце 4 — начале 5 в. Епифаний Кипрский окончательно вносит И. в список еретиков. В 5—6 вв. И., вероятно, ассимилировались в христианской среде, внеся иудейские элементы в более поздние секты, с которыми Церковь боролась как с иудействующими. И. долгое время служили для христиан синонимом еретиков. В 18—20 вв. появились религиозные группы евреев, сочетающих веру в основные догматы христианства с элементами иудаизма и претендующих на преемственную связь с И.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- принятое в науке название раннехрист. групп 1—3 вв., к-рые не порывали с иудаизмом и отправляли иудаист. обряды: праздновали субботу, совершали обрезание (см. Эбиониты, Назореи).

Поделиться:

Реклама