Иудействующие - это...

ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ (лат.) — принятое в христианстве обозначение религиозных групп и сект, которые в той или иной степени отступают от догматов христианства под влиянием иудаизма, отождествляют себя с евреями или имеют только внешние признаки увлечения еврейской культурой и символикой. С точки зрения иудаизма И. не являются прозелитами (см. Гер), ибо они не принимали гиюра и не выполняют предписаний Торы или выполняют их лишь частично. Однако весьма часто И., особенно вследствие гонений на них Христианской Церкви, в конечном итоге принимали иудаизм и растворялись в еврейском народе (см. ниже). Церковь, особенно в периоды острой политической борьбы и религиозного брожения, относила к И. самые разные секты, иногда не имевшие абсолютно никакого отношения к И., объявляла их еретическими (см. Ересь) и вела с ними беспощадную борьбу.

Согласно данным Краткой Еврейской Энциклопедии, еще в эпоху эллинизма в большом количестве появились так называемые себоменой (греч. sebomenoi — "почитатели") — сочувствующие иудаизму сторонники монотеизма. Сведения об их численности в 1 в. колеблются от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов (особенно много их было в р-не Черного моря и Восточного Средиземноморья, а также в Риме). Себоменой почитали Единого Бога, соблюдали Субботу (см. Шаббат), отвергали язычество, однако мужчины не совершали обрезания и не исполняли все мицвот, т. е. заповеди иудаизма. По критериям иудаизма того времени они не считались иудеями (евреями), но многие законоучители (см. Рав, Раввин) полагали, что их можно уравнять с евреями с точки зрения правовых норм Ѓалахи. Впоследствии себоменой частично все-таки вошли в иудейский мир, частично же растворились в среде иудеохристиан.

В первые века н. э., когда Церковь боролась с иудеохристианами, возникают христианские секты нееврейского происхождения, склоняющиеся к иудаизму. Так, с 1 в. в Месопотамии возникла секта мандеев, соединяющая в своем учении элементы христианства, иудаизма и древневосточных религий, почитающая как величайшего пророка Иоанна Крестителя, а Иисуса Христа считающая самозванцем; последователи этой секты и ныне существуют в Ираке и Иране и почитают Йахью (арабский вариант еврейского имени Йоханан, т. е. Иоанн). В том же 1 в. в р-не Босфора, как предполагают, в среде себоменой, сохранивших частично языческие представления, появилась секта гипсистариев (возможно, от греч. гипсос — "высота"), которые почитали Бога под именем Теос Гипсистос Пантократор (с греч. — "Всевышний Бог Вседержитель") и одновременно огонь и свет, солнце и землю, соблюдали Субботу, некоторые правила кашрута, но не выполняли заповедь обрезания. Известно, что гипсистарии существовали еще в 4 в. и что к ним принадлежал отец Григория Назианзина. Христиане именовали секту гипсистариев И. Им были родственны мосалиане (от арам. мецаллин — "молельники"), евхомены, или евфемиты, которые "поклонялись Всемогущему в пламени многих огней", а также "небожители" (лат. celicolae — "небесники"), жившие в 5 в. в Северной Африке, где влияние иудаизма сохранялось и после распространения там христианства. Против "небожителей" издал два эдикта римский император Григорий (начало 5 в.), их упоминает так называемый Кодекс Феодосия (438), а еврейские источники именуют ирей шамаим ("страшащиеся небес").

Уже на раннем этапе своего существования Церковь считала И. даже те ереси, которые не были связаны ни с иудаизмом, ни с евреями, но отклонялись от догматов. Так, Западная (Католическая) Церковь (см. Католичество), отмечавшая Пасху в первое воскресенье после полнолуния месяца нисан, т. е. после 14 нисана, когда празднуется иудейская Пасха (см. Песах), считала склонностью к иудаизму обычай Восточной (Православной) Церкви (см. Православие) праздновать Пасху именно в этот день. Восточная Церковь отменила этот обычай в 325, но сохранившие его некоторые малоазиатские Церкви были определены как И. и отлучены от Церкви Антиохийским Собором (341). Тем не менее в Византии 6 в. кваттуордецимане (от лат. cvattuordecim — "четырнадцать") продолжали соблюдать этот обычай.

В 8—9 вв. в Византии иконопочитатели (см. Иконы) стали называть И. иконоборцев (см. Иконоборчество), особенно с вступлением на престол основателя новой византийской династии Михаила II Фригийского (Косноязычного; 820—829), которого считали И., ибо он в молодости принадлежал к афинганам (от греч. антиганой — "сторонящиеся"). Члены этой секты принимали крещение, однако продолжали жить по Закону Моисееву (см. Тора, Моше), не выполняя только заповеди обрезания. Во главе афинган стояли лица еврейского происхождения. В 12—13 вв. к И. во Франции и Италии причисляли также альбигойцев, хотя большая их часть совершенно отвергала Ветхий Завет (см.; см. также Танах) и только пассагии (букв. с лат. "пасхальники") и циркумцизии (лат. "обрезанные") явно являлись И.: отрицали Божественную природу Иисуса (см. Иисус Христос, Троица) и с почтением относились к Ветхому Завету. Однако все альбигойцы без различия были уничтожены инквизицией в 13 — начале 14 в. В первой половине 13 в. во многих городах Бургундии получила распространение секта И., члены которой праздновали Субботу и отказывались от крещения. В появлении этой секты обвинили местных евреев и подвергли их преследованиям. В 14 в. И., прозванные "жидовствующими" (от жид — слав. искажения иврит. йеѓуди; см. подробнее Иудей, Еврей), появились в Болгарии при царе Иване Александре. Они отвергали причастие, иконы, священников и, возможно, искали поддержки второй жены царя Федоры, еврейки из Тырнова (до крещения — Сары). По приговору созванного царем Собора, "жидовствующие" были уничтожены, а собственно евреи подверглись новым дискриминационным ограничениям — были лишены права владения недвижимостью. Ересь "жидовствующих", распространившаяся во второй половине 15 — начале 16 в. в Новгороде и Москве, также была движением И. После его подавления отдельные члены секты бежали в Литву, где приняли иудаизм (см. подробнее "Жидовствующие").

В эпоху Реформации и Контрреформации, в период религиозных потрясений и войн между католиками и протестантами (см. Протестантство), враждующие стороны часто называли друг друга И. В Испании и Португалии, а также в их колониях инквизиция на протяжении 16—17 вв. расправлялась с новыми христианами, потомками марранов, обвиняя их в тайном соблюдении предписаний иудаизма. Католики в Польше 16 в. называли И. унитариев (см. Уния) — социниан, братьев польских, отрицавших догмат о Троице (см.; см. также Тринитаризм, Антитринитаризм) и Божественное происхождение Иисуса. Среди поляков в это время появляются и явные прозелиты, принявшие гиюр; известен случай сожжения как И. знатной католички в Кракове в 1539. Прозвищем "И." награждали друг друга и различные группы сторонников Реформации. Одновременно в их среде возникали и подлинно И. течения. Так, в 1580-х в Трансильвании появилась секта сомбатош (от иврит. шомрей Шаббат — "хранители [блюстители] Субботы"), основателем которой был крайний антитринитарий А. Эёши (ум. ок. 1602), отвергавший практически все христианские догматы, но признававший Иисуса Мессией (см.; см. также Машиах). Члены секты праздновали Субботу и еврейские праздники, а также частично соблюдали законы кашрута. С 1630 под влиянием нового лидера, С. Печи (ок. 1575—1642), в секте намечается еще больший крен в сторону иудаизма: она основывает свою литургию на сефардских молитвах (см. Сефарды), переведенных с иврита на венгерский язык, полностью начинает соблюдать еврейские традиции (число последователей сомбатош достигает 20 тыс.). В 1638 секта была разгромлена, ее члены подверглись арестам и казни; часть из них бежала в Турцию, где приняла иудаизм, остальные ушли в подполье. Следы сомбатош, тем не менее, сохранялись и далее: в середине 19 в. среди их последователей были все жители деревни Бёзёд Уйфли, принявшие в конечном итоге иудаизм и смешавшиеся с еврейским населением Трансильвании. С конца 1960-х к немногим последователям секты стали примыкать протестанты-унитарии. К середине 1980-х гг. их число превысило несколько тысяч человек, и они обратились к Главному Раввину Румынии М. Розену с просьбой о коллективном гиюре, однако он предложил рассматривать дела о принятии иудаизма в индивидуальном порядке, как того и требует еврейская традиция (этот шаг должен быть обдуманным и и совершаться с сознанием свободного индивидуального выбора).

В связи с большим значением для пуритан в Англии (с 16 в.) и особенно в Америке (с 17 в.) Ветхого Завета, заданных в нем парадигм духовно-исторического опыта (особенно мотива стремления к Земле Обетованной [см.], фигуры Моисея [см. Моше] как великого законодателя, освящение авторитетом Божьим законов Торы [см.] как основ построения разумного общества), приводит к появлению в пуританской среде И. Наиболее радикальная их часть требует даже ведения богослужения на иврите, соблюдения Субботы, отказа от употребления крови в пищу (см. Ноевых сынов заповеди, Тора, Кашрут) и установления конституции на основе предписаний Торы. Порой эти тенденции приводили пуритан к принятию иудаизма. Так, некоторые последователи Дж. Траска из Англии в начале 17 в. стали членами еврейской общины Амстердама. Прозелитами-иудеями стали и некоторые члены сект Моравских (Чешских, или Богемских) братьев после разгрома в 1620 у Белой горы под Прагой Протестантской (Евангелической) унии войсками Католической лиги.

С 18 в. в различных странах И. совершенно безосновательно начинают называть масонов — только потому, что евреи допускаются в некоторые масонские ложи (но отнюдь не всегда и не везде, что вызывает, например, в Германии негодование по поводу этой дискриминации со стороны немецкого просветителя Г. Э. Лессинга, а также за их увлечение Каббалой, использование ивритских слов (особенно эзотерической мистической терминологии) и символики.

С конца 17 — начала 18 в. в России появляются вновь И., которых Русская Православная Церковь и российское законодательство официально называют (до конца 19 в.) "жидовствующими". Митрополит Дмитрий Ростовский называет И. секту щельников (селезневцев, или иконоборцев, иногда смешиваемых с молоканами), существовавшую в середине 18 в. на Дону. К началу 19 в. различные секты И. обнаруживаются во многих центральных губерниях России, причем некоторые из них заявляют, что веру свою "исповедуют издревле". В это время из секты субботников и христианской секты молокан выделяется особая группа геров, в учении которых смешиваются элементы стихийного караимства (см. Караимы) субботников и раввинизма и которые позднее (конец 19 — начало 20 в.) полностью принимают ортодоксальный иудаизм. Иногда отнесение той или иной русской секты к И. происходило ошибочно из-за ее самоназвания. Так, в конце 19 в. в христианской секте хлыстов произошел раскол и из нее выделилась секта под названием "Новый Израиль", в то время как оставшиеся стали именовать себя "Старым Израилем"; однако ни к И., ни тем более к иудаизму эти секты не имеют никакого отношения. Это же относится и к выделившейся ок. 1843 из баптистов Северной Америки секте адвентистов седьмого дня, которых часто называют субботниками, но их не следует смешивать с русскими субботниками. Адвентисты седьмого дня хотя и празднуют Субботу и не едят свинину (см. Кашрут), не имеют отношения к И. и остаются чисто христианской сектой.

В 20 в. секты И. больше всего распространены за пределами Европы. В США существуют т. н. черные евреи, часть которых приняла иудаизм согласно требованиям Ѓалахи, но большинство является христианоиудейскими сектами различных толков, претендующими на мифическое еврейское происхождение. В Мексике существуют исраэлиты (по переписи 1960 их было более 110 тысяч, в то время как евреев — менее 30 тысяч) — именующие себя так последователи различных протестантских сект; к ним примыкают так называемые евреи-индейцы, считающие себя потомками марранов; часть из них признана еврейской общиной Мексики евреями. На юге Чили также существуют группы И. индейцев, которые утверждают, что свою веру получили от марранов. Некоторые из них частично соблюдают предписания иудаизма в его раввинистическом вариате, другие следуют только предписаниям Ветхого Завета. К последним относится и секта Иглесия Исраэлита де Чили в провинции Каутин (ок. 1 тыс. человек), выделившаяся из протестантского течения фундаменталистов и соблюдающая еврейские праздники. Секта поддерживает сионистское движение, а некоторые ее члены переселились в Израиль. Протестантская секта исраэлитов, соблюдающих Субботу и часто ошибочно принимаемых за евреев, существует в Перу. В 1920-х в Уганде политическим и военным лидером С. Какунгулу была основана секта баюдая, признанная в 1964 правительством Уганды как самостоятельная религиозная община под названием "Распространение иудаизма в Уганде — синагога Моисея" (ок. 500 человек). После Второй мировой войны в Японии возникли произраильские секты И. — макуя и Церковь Софии (Христианские друзья Израиля), члены которой ежедневно молятся "за мир в Израиле и благо еврейского народа". На юге Индии (штат Керала) с конца 1960-х среди "сирийских христиан" — кананаев, считающих себя потомками иудеохристиан из Каны Галилейской, возникло движение за возвращение в иудаизм. Представители кананаев вступили в контакт с кочинскими евреями и неоднократно посещали Израиль. В других штатах Индии (Манипур, Ассам) существуют религиозные группы, именующие себя "Колено Мазура" и считающие себя евреями, выходцами из Китая и Бирмы. Они соблюдают часть установлений иудаизма и стремятся вернуться в лоно еврейского народа, на что в 1985 откликнулись представители Израиля. В Советском Союзе в 1970-х на юге Молдавии, в гагаузских селах, группа православных христиан прошла обряд обрезания, стала соблюдать кашрут и ритуалы иудаизма, стремясь создать ортодоксальную еврейскую общину. В начале 1980-х во Франции в монастыре "Младших сестер непорочной Девы" в Шалон-на-Соне монахини под влиянием настоятельницы Мари Катрин Сенеш, дочери крещеных евреев, стали соблюдать ряд предписаний кашрута, зажигать субботние свечи (см. Шаббат), прикрепили на дверях монастыря мезузы, завершают вечерние молитвы чтением "Шма" на иврите и пением "Ѓа-Тиквы" (государственного гимна Израиля), а также посещают находящуюся рядом с монастырем синагогу.

Все эти процессы свидетельствуют о генетической близости авраамитических религий, особенно христианства и иудаизма, о широком универсалистском подходе иудаизма к понятию "еврей (иудей)": оно связано не только с еврейским происхождением, но и с готовностью принять и исполнять религиозные предписания иудаизма (см. Еврей, Иудаизм); именно поэтому И. во многих случаях становились органичной частью еврейского народа.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама