История - это...

- 1) широко распространенное представление об И. как о прошлом. Реальность И. в этом случае трактуется как наследие, получаемое людьми от предшествующих поколений. Отсюда - и практическая задача сохранения исторического наследства, охраны памятников И., ее вещественных и письменных "следов". Историческое познание тогда оказывается в основном изучением памятников, их выявлением, описанием, истолкованием; 2) понимание И. как процесса человеческого бытия, как социального бытия, развертывающегося во времени. Понимание И. в качестве процесса предполагает ее рассмотрение и описание через деятельность людей, через связи этой деятельности, ее средства и продукты. Тогда под И. подразумевается живая, т. е. деятельная, насыщенная силами и способностями людей связь прошлого, настоящего и будущего. Проблемаотношения к прошлому оказывается шире проблемы отношения человека к историческим памятникам. Возникают вопросы относительно форм человеческой деятельности и общения, воплотившихся в вещественных и письменных памятниках. Появляется необходимость увидеть за предметными и знаковыми формами схемы деятельности и общения людей, смоделировать ситуации воспроизводства и возникновения этих схем. Так формируется задача исторической реконструкции прошлого. В рамках Реконструкции исторических ситуаций памятники выступают носителями культурных смыслов и социальных значений человеческой деятельности. Они фиксируются в качестве средств деятельности людей и в этом качестве выступают "посредниками" между прошлым и настоящим. В ходе решения подобных задач историческое познание выступает как теоретическая наука, использующая "аппарат" современного обществознания для реконструкции исторических событий и ситуаций. Во второй половине XX столетия возникают трактовки И. как процесса, реально охватывающего все человечество, образующего общеесоциальноепространство, делающего современными страны, культуры и народы, находившиеся, по прежним меркам, на разных ступенях И., на разных стадиях социальной эволюции. Общие проблемы, жизненная необходимость в прямых и опосредованных контактах между различными социальными системами - все это создает новую логику И., в которой выработка форм взаимодействия оказывается важнее цивилизационных, политических, экономических и научно-технических различий. Намечаются контуры И., определяемой связями сотрудничества в решении глобальных проблем, соизмерения и соизменения различных политических, культурных и социальных стереотипов. Эти тенденции приходят в противоречие с привычными представлениями об И. как о линейном движении, восходящем развитии, ступенчатом процессе, в соответствии с которыми можно было с достаточной определенностью говорить об отсталости и развитости отдельных стран, об ориентирах обновления, о путях общества и его достижениях. В условиях, когда отдельная социальная система "вписана" в общую историческую форму, а эта форма определяется логикой контактов и взаимодействий, а не иерархией развитости, привычный образ И. начинает отступать на второй план. Возникают идеи "конца истории", указывающие прежде всего на ограниченность линейных исторических схем. Вместе с тем оформляется потребность в новой метафизике истории (или философии истории), связывающей бытие отдельного общества с условиями воспроизводства современного социального мира, включающей в текущие контакты между общественными системами и субъектами опыт прошлого и проблемность будущего. В. Е. Кемеров


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
Философский смыслтермина: Мысль, время, эпоха (Ливий); память, способность воспоминания (Цицерон); сознание (Тацит); случай, событие, запись (древних событий) (Цицерон); памятник (свидетелям = мученикам) (Августин Блаженный).
Философский словарь
В 1916-1919 гг. Хайдеггер испытал особенно сильное влияние философии Дильтея. Он стремился к тому, чтобы - в духе Дильтея - помыслить человека, во-первых, "во всей полноте его жизненных сил" и, во-вторых, рассмотреть его как практически-деятельное существо. Внимание ко второму...
Философский словарь
всегда интересовала меня больше, чем что-либо другое, за исключением философии и математики. Я никогда не мог принять ни одну общую схему исторического развития, как у Гегеля или Маркса. Тем не менее, общие тенденции можно изучать, и изучение полезно по отношению к происходящему...
Философский словарь
- 1) Герменевтика истолковывает историю как духовную в своей основе. Для понимания этого исследователь сам должен духовно пробудиться и начать жить, согласно В.Дильтею, высокими жизнеутверждающими истинами и глобально-историческими духовными интересами, войти в великие...
Философский словарь
– связь сущего со своим прошлым. – это не просто ушедшее прошлое, но происхождение из него., то что имеет историю находится во взаимосвязи становления. Само по себе отодвигание в прошлое еще не делает сущее историчным. есть протекающее во времени специфическое...
Философский словарь
- движение общества во времени, предмет изучения историографии и философии И. Непосредственно И. предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого (признание его как своей собственной И.) открывает человеку исторический характер современности....
Новейший философский словарь
ИСТОРИЯ - движение общества во времени, предмет изучения историографии и философии И Непосредственно И предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого (признание его как своей собственной И) открывает человеку исторический характер современности...

Поделиться:

Реклама