Истина - это...
ИСТИНА - универсалия культуры субъект-объектного ряда (см: УНИВЕРСАЛИИ, КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой (1) В классической философии оформляется две принципиально альтернативных парадигмы трактовки И Одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф Бэкон, Спиноза, Дидро, Гельвеции, Гольбах, Фейербах, Ленин и др), другая - на принципе когеренции как соответствия знания имманентным характеристикам идеальной сферы: содержанию Абсолюта (Платон, Гегель и др), врожденным когнитивным структурам (Августин, Декарт, кембриджские платоники), самоочевидности рационалистической интуиции (Теофраст), чувственным ощущениям субъекта (Юм), априорным формам мышления (Кант), целевым установкам личности (прагматизм), интерсубъективным конвенциям (А Пуанкаре) и др Фундаментальными проблемами в данной сфере выступали в классической философии проблема критерия И, трактовка которого соответствовала принятому определению И (от эйдотического образца у Платона до Божественной Мудрости у Фомы Аквинского, с одной стороны, и от индивидуального сенсорного опыта у Беркли до общественно-исторической практики у Маркса - с другой); проблема соотношения И с заблуждением и абсолютной И с И относительной (практически универсальной является модель движения к абсолютной И посредством И относительных: асимптотического либо финального); а также проблема соотношения фактической и логической И Может быть зафиксирован также ряд частных проблем, как, например, проблема соотношения "необходимо истинного" и "случайно истинного" у Лейбница (см ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ) (2) В неклассической философии происходит своего рода де-онтологизация И: последняя лишается объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности (Кьеркегор), как ценность, которая "не существует, но значит" (Риккерт и в целом баденская школа неокантианства), феномен метаязыка формализованных систем (Тарский), спекулятивный идеальный конструкт (Н Гартман) и др В контексте философии жизни и философской герменевтики, дистанцирующих объяснение и понимание как взаимно исключающие когнитивные стратегии (см ПОНИМАНИЕ, ИСТО-РИЦИЗМ), феномен И оказывается принципиально несовместимым с научным номотетическим методом (Гадамер) и реализует себя сугубо в контексте языковой реальности, что практически трансформирует проблему истинности в проблему интерпретации Параллельным вектором неклассической трактовки И выступает позитивизм, в контексте которого И также трактуется как феномен сугубо языкового ряда, конституируясь в контексте проблемы верифицируемости (см АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ВЕРИФИКАЦИЯ) (3) В современной философии постмодерна проблема И является фактически не артикулируемой, поскольку в качестве единственной и предельной предметности в постмодернизме выступает текст, рассматриваемый в качестве самодостаточной реальности вне соотнесения с внеязыковой реальностью "означаемого" (см НАРРАТИВ, ПОСТМОДЕРНИЗМ)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: