Исраэли - это...
ИСРАЭЛИ (точнее — Исреэли) Йицхак бен Шломо (ок. 855 — ок. 955) — еврейский врач и философ. Писал на арабском языке. Родился в Египте и примерно до 50-летнего возраста был врачом-окулистом. Затем переехал в Кайруан (Тунис), где изучил многие другие отрасли медицины и стал придворным врачом Убайд Аллаха ал-Махди, первого халифа из мусульманской династии Фатимидов. И. является одним из великих врачей Средневековья и первым евреем, написавшим медицинские труды на арабском языке. Лекции И. привлекали большое количество слушателей, среди его учеников был известный арабский врач Абу ал-Джаззар. Труды И., посвященные исследованию лихорадочных заболеваний (5 книг), лекарств и пищевых продуктов (4 книги), мочи и противоядий, пульса как важного симптома состояния больного, были переведены на иврит и латинский язык (в Западной Европе некоторые его труды были включены в курс медицинского обучения; долгое время их автором считался переводчик и монах Константин Африканский, 11 в.).
И. явился родоначальником неоплатонизма в еврейской философии. Из его философских трудов, в большинстве своем переведенных с арабского на иврит и латынь, наиболее известны следующие: "Китаб ал-худуд" (иврит. "Сэфер ѓа-гвулим" — "Книга определений"), где рассматриваются аристотелевские "четыре причины сущего" и дается определение 56 философским понятиям; "Китаб ал-устуктат" (иврит. "Сэфер ѓа-йесодот" — "Книга о первоэлементах"). В наследии И. — работы по метафизике, логике, о различии между духом и душой и др. В своей философии И. впервые связал мистику неоплатоников с еврейской эсхатологией (см.; см. также Танах, Пророков Книги, Геулла, Машиах). Согласно И., различные ступени реальности — это ряд эманаций интеллекта, который, в свою очередь, является результатом соединения созданных Богом первичной материи и первобытной формы (последнюю автор именует также "мудростью"). Путь человеческой души — это путь восхождения по ступеням интеллекта, чтобы в конце концов слиться с высшим сиянием мудрости. Именно тогда душа испытывает блаженство Рая (см. Ган Эден), а в ад (см. Геѓинном) попадает душа, так и не сумевшая возвыситься над силами зла и тьмой нижнего мира. Эти идеи И. оказали влияние на ранних каббалистов Жероны. Влияние мировоззрения И. прослеживается в творчестве Ш. Ибн Гвироля и Й. Ибн Цаддика. И. вел также интенсивную научную переписку с Саадией Гаоном.
Поделиться: