Иснад - это...

ИСНАД (араб.) — термин, относящийся к конфессиональной текстологии св. Предания мусульман — Сунны пророка Мухаммада. В каждом рассказе Сунны (отдельном хадисе), собственно рассказ об эпизоде из жизни Мухаммада или передача его пророческого суждения, предваряется И. — перечнем людей, которые передавали данный рассказ из поколения в поколение. И. (цепочка ссылок) вводит сообщения и фразы, возводимые к какому-либо авторитетному лицу, например: "Рассказал мне А со слов Б, что В сказал, что Г слышал, как пророк Мухаммад изрек..." (М. Б. Пиотровский). И. важен как свидетельство надежности (достоверности) сообщения и его авторитетности. В мусульманской теологии сложилась особая исследовательская дисциплина — выявление степени достоверности хадисов путем оценки надежности И. Были выработаны специфические критерии оценок, учитывающие биографии передатчиков и историю создания и передачи их рассказа. В итоге была разработана детальная иерархия хадисов по степени их достоверности, с учетом надежности в качестве трансляторов тех людей, с чьих слов они были записаны (А. Массэ). Чем древнее свидетельство (т. е. чем ближе по времени к жизни Пророка), тем большим авторитетом обладал такой рассказчик и его хадис. О том, насколько важен принцип древности и хронология И., говорит тот факт, что основные направления в исламе — сунниты и шииты — различаются между собой тем, какой древности хадисы они признают священными и, следовательно, каноническими источниками права. Шииты (от арабск. ши’a — "группировка, партия, сторонники") признают только те хадисы, которые восходят к двоюродному брату и зятю Муххамада халифу Али и его двум сыновьям. Согласно этим хадисам, продолжить дело пророка, охранять религию и управлять мирскими делами могут только прямые потомки Муххамада. Для суннитов круг священных сборников хадисов значительно шире, и законными преемниками Мухаммада они признают не только Али, но и некоторых других халифов. И. в исламской книжности в большей мере, чем пифагорейско-христианское "ipse dixit" в европейской культуре, воспитывал мусульманского богослова или юриста в постоянной оглядке на авторитеты. Мусульманин, бравший в руки перо, становился автором только в том случае, если в своем сочинении воспроизводил традицию и включался в нее на правах младшего и послушного ученика. От страниц хадисов, заполненных перечнями хранителей традиции, дух И. распространялся на всю исламскую книжность, для которой характерны изобилие ссылок, призванных убедить в правдивости предания и правоверности суждения; постоянная озабоченность, достаточно ли авторитетны те хадисы и их И., на которые ссылается пишущий; наконец, абсолютная необходимость каждой новой мысли быть в согласии с суждениями авторитетов ислама. Категория "И." свидетельствует, что черты, характерные для религий Писания, присущи исламу в большей мере, чем иудаизму и христианству. Принцип И. является важной особенностью мусульманской системы обучения. И. предполагает последовательную передачу религиозного знания лично от учителя к ученику на протяжении веков. М. Б. Пиотровский подчеркивал особую роль И. в мусульманском мистицизме (именно в суфизме [см.]), где авторитет мистика во многом зависит от наличия у него достоверного И. — цепочки, по которой мистические знания (которые не могут быть переданы "просто словами"), переходят от первого учителя к сегодняшнему адепту. В целом проявления и последствия И. являются мощным фактором традиционализма в исламской культуре.

Н. Б. Мечковская


Поделиться:

Реклама